Interfax-Russia.ru – Евросоюз и Россия договорились о транзите грузов в Калининградскую область. На компромисс, который предлагает ЕС, пока не соглашается Литва.
Как сообщает газета "Известия" со ссылкой на высокопоставленные российские источники, еще в начале июля Евросоюз представил России черновик документа, разрешающий транзит в Калининградскую область через территорию Литвы.
"В этом документе сказано, что нельзя ограничивать перемещение грузов между субъектами РФ, то есть все товары, идущие в (Калининградскую - ИФ) область, будут выведены в виде исключения из санкционных списков. Речь идет как о ж/д, так и об автомобильном транзите", - подчеркнул осведомленный источник издания.
По его данным, предоставленный Брюсселем документ "полностью удовлетворил" Москву.
Другой высокопоставленный источник издания отметил, что прописать "калининградские исключения" планируется отдельным пунктом в седьмом пакете санкций против России, который ЕС собирается принять в июле.
Источник "Известий" уточнил, что согласование финального документа между Брюсселем и Вильнюсом идет уже несколько недель.
"Литва никак не хочет согласиться на компромисс, который предлагает ЕС. Во многом позицию Вильнюса определяют США, оказывающие на него давление. Вопрос сейчас на рассмотрении у литовской стороны", - заключил собеседник газеты.
На минувшей неделе председатель комитета Сейма по иностранным делам Лайма Люция Андрикене сообщила, что власти Литвы в частности обсуждают возможность транзита цемента в Калининград по разовым разрешениям и то лишь в исключительных случаях.
"Если вдруг случится дефицит для потребления населения, например, цемента - санкции на цемент вступят в силу с 10 июля, можно будет разрешить перевозку цемента, но это будут разовые разрешения. Никаких квот или чего-то подобного быть не может", - заявила Андрикене литовскому порталу 15min.lt.
По ее мнению, такие действия Евросоюза были бы логичны и не трактовались бы как смягчение санкций против России.
"Россия не заслуживает никаких уступок", - заявила глава комитета.
Она считает, что на данный момент "очевидно прямое или опосредованное давление России на Евросоюз и его институты, равно как и давление, оказываемое на страны-члены ЕС".
В Калининграде в свою очередь считают, что оговорки при снятии ЕС запретов на транзит неприемлемы.
"Литва и Евросоюз, по всей видимости, ведут непростые переговоры о калининградском грузовом транзите, договариваясь о варианте "непотерянного лица" при снятии ограничений. Речь якобы идет и о варианте, когда в ограничениях будут оговорки. Однако власти Калининградской области не приемлют какие-либо оговорки, меняющие порядок транзита до 17 июня. Эти условности будут означать частичную блокаду российского региона, какой она является на сегодня и будет только усиливаться с каждым месяцем", - заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь губернатора региона Дмитрий Лысков.
Он напомнил, что глава региона Антон Алиханов ранее заявлял о недопустимости таких оговорок, назвав их неправильными и вредными, которые рано или поздно опять приведут к обострению ситуации вокруг грузового транзита в регион.
"Есть уверенность, что только эти оговорки могут вызвать определенные ответные меры со стороны России, которые обсуждаются сегодня на самом высоком уровне", - заключил пресс-секретарь.
Сам Алиханов в своем телеграм-канале также еще раз подчеркнул, что в Калининграде настаивают на "нераспространении ограничений на калининградский транзит в принципе", надеясь на усилия МИД РФ.
Он напомнил, что власти региона в качестве ответной меры предложили полный запрет на движение товаров, в том числе транзитных из третьих стран, между тремя прибалтийскими странами и Россией с исключением для Калининградской области. Алиханов считает, что это позволит загрузить морских перевозчиков и дать работу калининградским портам, которые сильно пострадали от ограничений со стороны ЕС. При этом, по его мнению, необходимо установить уровень морского тарифа на перевозки на уровне железнодорожного тарифа по "прейскуранту 10-01".
Между тем в Вильнюсе уверены, что возможный ответ Москвы по вопросу транзита вряд ли сильно повлияет на экономику Литвы. Так, министр экономики и инноваций Литвы Аушрине Армонайте указывает на то, что страна в настоящее время не имеет значимых экономических связей с Россией.
"Что (Россия - BNS) могла бы сделать, так это оказать давление на страны, которые в большей степени зависят от энергоресурсов из России - Германию или другие страны. Однако на самом деле мы не видим таких прямых экономических последствий, потому что у Литвы сейчас нет сколько-нибудь значимых экономических отношений (с Россией - BNS)", - сказала министр журналистам.
По утверждению министра, Литва независима от России, потому что "не покупает у нее ни электроэнергию, ни газ".
Вместе с тем, как сообщила в конце минувшей недели официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Москва уже завершила подготовку ответных мер в отношении Литвы и Евросоюза в связи с блокировкой транзита в Калининград и приступит к их реализации, если ситуация не нормализуется в ближайшие несколько дней.
"Ожидать до бесконечности мы не будем. Еще раз предупреждаем, что, если в ближайшие дни ситуация не стабилизируется, то Россия примет в отношении Литвы и Евросоюза жесткие меры, подготовка которых уже завершена. Решение проблемы слишком затянулось", - отметила Захарова.
Она указала на то, что российские экономические операторы уже несут убытки из-за введенных Литвой рестрикций.
"Нас заверяют в том, что вопрос должен разрешиться в ближайшее время. Рассчитываем, что в Брюсселе и Вильнюсе будет принято единственно правильное решение, которое обеспечит беспрепятственный транзит в эксклавную часть России", - добавила представитель российского внешнеполитического ведомства.
В Кремле отмечают, что пока окончательных договоренностей по допуску транзита грузов в Калининградскую область еще нет.
"Пока никакой финализации этой ситуации нет. Мы ожидаем каких-то подвижек, но пока констатировать, что эта проблема снята, не можем", - заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков журналистам, предложив "набраться терпения" и дождаться окончательного решения проблемы.
Тем временем с 10 июля, после окончания переходного периода действия пятого пакета санкций Европейского союза против России, вступили в силу ограничения на транзит через Литву в Калининград цемента, спирта, изделий из древесины, стекла, алюминия, бумаги, гипса, судовых деталей и некоторой другой продукции российского производства.
ЕС определил разные даты для вступления в силу ограничений по группам товаров. Так, 17 июня вступил в силу запрет на транспортировку российской стали и черных металлов через территорию ЕС. С 10 августа больше нельзя будет перевозить уголь и другие твердые ископаемые виды топлива, а с 5 декабря - российскую нефть и продукты ее переработки.