Interfax-Russia.ru – Финляндия решительно депортирует тяжелобольную пожилую россиянку Ирину Антонову. Против законов не смогли ничего поделать ни президент Финляндии, ни Владимир Путин.
С бабушками рядышком
Мытарства российской старушки продолжаются уже несколько месяцев. Престарелая россиянка Ирина Антонова прибыла в Финляндию к дочери Наталье Кяярик в феврале 2008 года по гостевой визе. Дочь вышла замуж за финна Арии Кяярика и проживала в Финляндии на законных основаниях уже почти два десятка лет. Вскоре срок визы ее матери истек. Осенью 2009 года суд Хельсинки постановил выслать Антонову из страны как не имеющую законного основания для проживания на территории Суоми.
Дочь Антоновой оспорила решение суда. В феврале 2010 года запланированную депортацию старушки приостановили. По мнению дочери, мать не способна самостоятельно жить одна в Выборге, куда полиция намеревалась ее выслать. Адвокаты Кяярик при этом использовали в качестве аргумента статью 5 закона "Об иностранцах". Эта статья разрешает предоставить вид на жительство, если состояние здоровья человека не позволяет его выслать из страны или для этого нет иных возможностей.
Миграционный департамент также работает в отношении Антоновой на основании ныне действующего в Финляндии закона "Об иностранцах". Причем, по статье, которая не считает матерей иностранцев близкими родственниками. Вид на жительство Антоновой не предоставили, несмотря на то, что депортируемая старушка прикована к инвалидному креслу. Финские органы миграции не смутило даже то, что дома у Антоновой в Выборге больше не осталось никого, кто мог бы за нею ухаживать.
В справке, предоставленной дочерью Антоновой в феврале, указывалось, что депортация тяжело больной и прикованной к инвалидному креслу россиянки может закончиться летальным исходом. "В новой справке, которую мы передали полиции, подтверждается прежний диагноз и даже говорится, что состояние здоровья мамы стало еще хуже", - рассказала Наталья Кяярик.
Финская стороны имеет свои аргументы против выдачи вида на жительство. По мнению миграционной службы, "возрастные болезни не являются тем существенным изменением в состоянии здоровья, на основании чего разрешение на пребывание могло бы быть предоставлено". К тому же финны посчитали, что Антонова может получить необходимое ей лечение в своем родном городе Выборге.
Аналогичная ситуация складывалась примерно в это же время с пожилой, больной диабетом египтянкой Эвелин Фадаел, которая жила у своих сыновей в Финляндии. Ей угрожает высылка 13 июня. Однако недавно один из ее сыновей заявил, что его мать спрятана от властей. По данным финских СМИ, убежище египтянке предоставила Финская лютеранская церковь. Финская православная церковь тоже первоначально высказалась за то чтобы предоставить убежище Антоновой, но затем, по словам правозащитника Йохана Бекмана, забрала обратно свои слова.
Решительность депортировать Антонову финские миграционные службы демонстрируют неустанно. "Предпоследнюю" депортацию россиянки власти назначили на 3 июня. Об этом они уведомили российских пограничников. Российские правозащитники и медицинские бригады уже приготовились встречать старушку с необходимыми аппаратами на пограничном пункте. В кардиологической клинике для Антоновой даже забронировали место.
Однако за день до предполагаемой высылки на родину депортацию приостановили. Йохан Бекман, представляющий интересы семьи Антоновой, заявил, что, по словам представителя миграционной полиции, для депортации старушки не нашелся подходящий спецтранспорт.
Бекман также сообщил, что дочь Антоновой Наталья Кяярик попала в больницу в состоянии сильного стресса из-за ситуации с ее матерью.
Позднее финские миграционные службы заявили, что Ирина Антонова все же будет депортирована в Россию. Следующая дата ее "высылки" на родину – 16 июня. Если, конечно, с бабушкой до этого времени ничего не случится.
По мнению Бекмана, "подобные действия властей против беззащитной и тяжело больной женщины, когда финские врачи не исключают для нее летальный исход, фактически являются покушением на убийство".
Правозащитник также сообщил, что они подали еще одно прошение для получения вида на жительство финским миграционным органам и надеются, что те старушку все-таки не депортируют.
Путин и старушка
В защиту Антоновой выступили российские правозащитники, депутаты, члены Общественной палаты. В частности, по мнению председателя комиссии Общественной палаты по контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолия Кучерены, намерение финских властей немедленно депортировать престарелую и тяжелобольную россиянку Ирину Антонову серьезно нарушает права человека.
"Финские власти в очередной раз демонстрируют, что человек для них ничего не значит, и они наплевательски относятся к законам, международным договорам и конвенциям", - сказал Кучерена.
По его мнению, чтобы помочь И.Антоновой, "этим вопросом должен активно заняться МИД, Общественная палата". "А кроме того, мы должны привлечь и международные правозащитные организации", - считает член Общественной палаты.
Но уже без этого "стороннего" вмешательства судьба престарелой россиянки потревожила покой обычно спокойного финского общества. В ее защиту выступила даже президент Тарья Халонен. Против депортации "бабушек" в Финляндии высказались многие видные политики и общественные деятели. Зять Антоновой Арии Кяярик, много лет служивший миротворцем, публично заявил о намерении в знак протеста против действий властей в отношении тещи отказаться от военного билета и воинских званий финской армии.
31 мая финны провели митинг в Хельсинки, на котором члены порядка 10 общественных и религиозных организаций поддержали старушек и высказались против их депортации.
Впрочем, среди государственных чиновников поддержка старушек была далеко не единогласной. Министр иностранных дел Александр Стубб после выступлений ряда российских СМИ в защиту женщины заявил, что российские газеты финнам не указ. В свою очередь министр внутренних дел Анне Холмлунд потребовала немедленной депортации и заявила, что отказ от нее стал бы служебным преступлением.
В свою очередь Йохан Бекман отметил, что на финском телевидении началась пропагандистская кампания за депортацию со стороны миграционных чиновников. Если оставить старушку в Финляндии, подобные случаи ("волна бабушек") спустя некоторое время нанесут ущерб бюджету в 1,5 млрд евро, рассуждают они.
Разговор о судьбе Антоновой зашел даже на высшем уровне – в частности, на встрече российского премьера Владимира Путина с его финским коллегой Матти Ванханеном 27 мая. Путин высказал мнение, что власти Финляндии должны учесть состояние Антоновой. "Этот вопрос только на первый взгляд кажется простым. В случае оформления вида на жительства встает вопрос о выплате ежемесячного пособия, бесплатном лечении. Это практический вопрос для любой страны, и Финляндия здесь не исключение", - заявил российский премьер-министр
"И все-таки есть, наверное, вещи, которые мы называем проблемами гуманитарного характера: когда сами финские врачи пишут, что эта бабушка не доедет до России, что это грозит ей летальным исходом, конечно должны быть какие-то исключения", - подчеркнул российский премьер.
Финские власти действительно обеспокоены финансовой стороной вопроса. По мнению руководителя миграционной службы Олли Коскипиртти, принявшего решение о высылке, дело Антоновой обойдется финнам в 300 тысяч евро. Владимир Путин также не преминул указать на это на встрече со своим коллегой.
"Денег ему (Матти Ванханену - ИФ) жалко просто", - пошутил Путин. Он добавил, что дело в бюджетной обеспеченности, в платежах, в пенсионных выплатах, а также выплатах за бесплатное лечение.
"Я как человек, который сегодня занимается бюджетом, прекрасно понимаю. Надо прямо сказать, что за этой бабушкой могут и другие бабушки последовать, все понятно", - сказал Путин. Он подчеркнул, что "во главе угла политики любого государства стоит человек". "Самое главное все-таки - думать о конкретных людях", - заметил российский премьер-министр.
В свою очередь финский премьер также не исключил возможности повторения подобного рода ситуаций в связи с увеличением мобильности населения. При этом он заявил о важности заключения международных соглашений, в соответствии с которыми власти той или иной страны должны будут действовать в подобных ситуациях.
"Очень важно, чтобы эти правила были как можно более едиными, действовали на основе равных принципов, но чтобы эти правила были таким образом построены, чтобы была возможность распознавать человеческий момент, который просто невозможно записывать в законах и нормах", - сказал Ванханен. Он также призвал представителей прессы "не играть" на чувствах людей в связи с ситуацией вокруг престарелой россиянки.
"Со своей стороны могу сказать, что если семья (Антоновой - ИФ) поставит перед нами вопрос о том, чтобы обеспечить нормальное пребывание этой женщины в России, мы это сделаем", - пообещал Путин.
Российско-финские отношения вряд ли изменятся в худшую сторону, даже если Антонову депортируют в указанное время, то есть 16 июня. Об этом заявляют в МИДе РФ. "Есть четкое понимание с обеих сторон, что мы должны подобные ситуации решать спокойно, демократично и с учетом интересов тех людей, которые оказываются в подобных случаях", - подчеркнул официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко.
Впрочем, у бабушек еще есть шанс остаться.
Финские ведомства, ответственные за миграционные проблемы, пошли навстречу пожилым "жертвам" закона. Так, по данным финских СМИ, министерство внутренних дел страны подготовило в закон "Об иностранцах" так называемые "поправки о бабушках", позволяющие более либерально относиться к престарелым родителям переселенцев.
Правда, поправки поступят в парламент только осенью, а финское правительство заявило о готовности выслать россиянку и египтянку уже в июне. Более быстрому принятию поправки мешает незначительная, казалось бы, проволочка: закон должны перевести еще и на шведский - второй государственный язык страны.
Вот только дождутся ли этого тяжелобольные старушки – пока неизвестно.
Обозреватель Алексей Дружников