Дети – не игрушка

Interfax-Russia.ru – Финская служба опеки изъяла детей у россиянок, обвинив их в насилии. Правозащитники готовят "черные списки" чиновников, финские власти предлагают создать комиссию по правам детей.

Когда речь заходит о финском правосудии и службе опеки, первой на ум приходит история россиянки Риммы Салонен, которая четвертый год не может договориться с бывшим мужем Пааво Салоненом (гражданином Финляндии) о правах на их общего сына Антона.

Происходящее больше напоминало голливудский остросюжетный фильм с закрученным сюжетом: родители обменивались взаимными претензиями, похищали ребенка, отстаивали свои права в суде и не соглашались, что бывший супруг может стать хорошим опекуном для Антона.

Российская сторона лишь разводила руками – между Россией и Финляндией до сих пор не заключено соглашения о помощи по семейным делам. Хотя нужно признать, что его нет и в большинстве европейских стран – многие ограничиваются ратификацией Гаагской конвенции по защите детей и сотрудничеству в области межгосударственного усыновления.

После прецедента с Салонен российские парламентарии собрались исправить недочеты в семейном законодательстве, однако существенно изменить ситуацию не удалось: так только за 2012 год к России за помощью обратилось 35 россиян, проживающих в Финляндии, которых местные власти разлучили с родными детьми.

Причин для "изъятия" детей много – проблема не только в разнице законов и принципах работы служб опеки, но и в разнице норм воспитания. Например, в США, как и во многих европейских странах, причиной для лишения родительских прав может стать жалоба ребенка на действия родителей. Один звонок, и полицейская машина уже стоит у порога, а родителей обвиняют в "недемократическом" воспитании. В Финляндии вообще запрещены физические наказания детей. И хотя эксперты утверждают, что родителей не отправят в тюрьму за шлепки в воспитательных целях, практика говорит об обратном.

Об очередном прецеденте "Интерфаксу" сообщила активист международного движения "Русские матери" Римма Салонен. По ее словам, в конце сентября в финском городе Вантаа (Vantaa) дочка россиянки Анастасии Завгородней и гражданина Финляндии Ихаба Ахмеда Заки Ахмеда шестилетняя Вероника рассказала своей учительнице, что папа "хлопнул ее по попе". Недолго думая, учительница заявила об этом в социальную службу, сотрудники которой решили, что детям в такой семье не место.

Впрочем, в интервью "Российской газете" Анастасия Завгородняя описывает события иначе: по ее словам, 24 августа Вероника в школе ударилась головой о стену, когда ее толкнул один из учеников. Это видела учительница, которая помогла девочке дойти до туалета, после чего уложила ее на диван. На следующее утро ребенку стало плохо, и родители отвезли ее в больницу, где врачи обнаружили сотрясение мозга. Чтобы начать лечение, семье нужна была справка о том, как девочка получила травму. Однако в школе заявили, что никто не видел падения Вероники и, скорее всего, девочка врет.

Тогда Анастасия, беременная четвертым ребенком, обратилась в социальную службу, работники которой обещали приехать в школу. В школе они так и не появились, зато разыскали девочку, находящуюся на обследовании в больнице в Хельсинки, и 7 сентября забрали ее и двухлетних близняшек Ахмеда и Марьям (брата и сестру Вероники). Родители пытались вернуть детей, однако социальные службы были непреклонны.

Прошла неделя, когда родителям пришло официальное уведомление. В нем говорилось, что в медцентре девочка пожаловалась медсестре на шлепки отца. К тому же, авторы документа отмечали, что сотрясение мозга девочка могла получить и дома.

Детей отправили в приемные семьи, а находящуюся на сносях Анастасию и ее мужа отвезли в участок и обвинили их в сопротивлении полиции.

"Меня перед родами заверяли, что новорожденного (сын Ясин - ИФ) не заберут. Но когда нас выписали из роддома, через неделю к нам в дверь позвонили социальные работники и полиция. Они объявили решение, никаких документов нам не дали, просто забрали ребенка. Даже не дали мне к нему подойти", – рассказала она изданию, заметив, что Ясина, как и других детей, отдали в приемную семью.

Как пояснила активист международного движения "Русские матери" Римма Салонен, супруги живут в счастливом браке и отрицают предъявленные ими обвинения. К тому же, новорожденному не успели даже оформить гражданство. Когда его забрали опекунские службы, мальчику исполнилась неделя.

"Им также сказали, что возвращения детей они в любом случае будут ждать долго, поскольку в суде очереди на полгода", – пояснила Римма Салонен.

Немногим позже правозащитник Йохан Бекман рассказал "Интерфаксу", что родителям разрешили раз в месяц навещать новорожденного сына, но "запретили кормить грудным молоком". Кроме того, встречи будут проходить за решеткой и под строгой охраной.

"Встреча ребенка раз в месяц - это для властей норма, их цель - чтобы дети как можно скорее забыли родителей. Им запретили разговаривать на русском языке, чтобы они как можно скорее забыли его", – отметил правозащитник.

В то же время, он охарактеризовал семью как интеллигентную, подчеркнув, что Анастасия - талантливый музыкант, "выпускница Петербургской консерватории, играет на многих инструментах, главный из которых кларнет". Отец – инженер, родом из Судана, живет в Финляндии уже почти 20 лет и имеет финское гражданство.

Впрочем, социальные службы не видят в произошедшем ничего сверхъестественного: родителей уличили в плохом воспитании и заподозрили, что "здоровье ребенка подвергается угрозе".

Как пояснила порталу телерадиовещания Финляндии YLE директор отдела семейных услуг городской социальной службы опеки Анна Кантелл-Форсблум, "изъятие детей ничем не отличалось от общепринятых правил".

В свою очередь министр социального обеспечения и здравоохранения Паула Рисикко подчеркнула, что "Конституция Финляндии предусматривает равное обращение со всеми детьми, независимо от их национальности или происхождения".

"В деятельности финских органов социального обслуживания в ситуации, обсуждаемой в последнее время в общественности, не выявлено противозаконных действий, которые создали бы министерству социального обеспечения и здравоохранения повод для принятия мер", – говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте посольства Финляндии в России.

Другого мнения придерживается российская сторона.

Так уполномоченный президента РФ по правам ребенка Павел Астахов заявил "Российской газете", что изъятие детей в Финляндии всегда проходит по одному сценарию и, несмотря на предписания (изъятие ребенка считается крайней мерой), соцслужбы часто действуют по "экстремальному" сценарию.

"Проще и безопаснее перестраховаться и сразу отобрать детей, а потом уж разбираться. Кроме того, в этих службах (службах опеки – ИФ) очень мало работников, поэтому у них нет времени проверять, предупреждать, работать с семьей, направлять туда психологов", – пояснил он.

Уполномоченный президента РФ по правам ребенка также рассказал, что российская консульская служба оказывает помощь семье Завгородней, уже готовится обращение в российский МИД и доклад президенту РФ. Кроме того, на начало октября была запланирована встреча российских консульских работников с представителями социальных властей Финляндии, однако встреча не состоялась по "техническим причинам".

"К сожалению, финляндская сторона ведет себя вызывающе неконструктивно. Органы соцопеки отказались сегодня встречаться с российскими дипломатами. Настаиваем на скорейшем проведении такой встречи", - говорится в комментарии департамента информации и печати МИД России, опубликованном на сайте МИДа.

В сообщении также отмечалось, что, несмотря на предусмотренное финским законодательством равное обращение со всеми детьми (независимо от их национальности), часто финские соцслужбы "в отношении россиян действуют весьма жестко".

Впрочем, представители российских и финских социальных властей не оставляют попыток провести переговоры – следующая встреча намечена на 3 октября.

"В истории с детьми Завгородней есть еще очень некрасивый момент - обман матери, которую заверили, что ребенка, который должен родиться, у нее не отберут. На самом деле - отобрали малыша через несколько дней после родов. Какая-то запредельная бесчеловечность", - считает Астахов.

Также детского омбудсмена возмутило заявление его финского коллеги Кайсы Аула, который оправдывал происходящее, поясняя, что "действия финских властей против русских матерей правильные, поскольку финские социальные службы должны "перевоспитывать" русских".

История только набирала обороты, когда стало известно, что еще у одной россиянки, живущей в Финляндии, отобрали детей.

Представители социальных служб наведались к Альбине Касаткиной 2 октября. Причиной стала жалоба жены бывшего мужа Альбины, которая обвинила женщину в избиении детей. И хотя россиянка отрицает обвинения, а полиция не обнаружила следов побоев, 12 сентября у женщины забрали двоих детей.

"Тем не менее, 12 сентября социальная работница Хельсинки Тарья Пелконен (Tarka Pelkonen) без суда и следствия приняла решение об изоляции детей от русской матери. Полиция забрала 6-летнего сына Лукаса и 5-летнюю дочку Вивиан из садика и не вернули родителям", - сообщил "Интерфаксу" финский правозащитник Йохан Бекман, пояснив, что у сына двойное российско-финское гражданство, у дочери только финское.

Как и в случае с детьми Анастасии Завгородней, дети Альбины Касаткиной отданы в приемную семью. Встреча женщины и российских дипломатов в Финляндии намечена на 3 октября.

"Альбина имеет право встречаться с детьми раз в месяц, за решеткой, в присутствии финских социальных работников. Говорить по-русски им запрещено", – сказал правозащитник.

Кроме того, вскоре после прецедента с детьми Завгородней на сайте Минздрава Финляндии появилось сообщение о том, что "российские семьи практикуют насилие над детьми, поэтому у них надо детей, в первую очередь, отбирать".

Учитывая все это, детский омбудсмен Павел Астахов предложил объявить Финляндию зоной, опасной для российских семей с детьми. И "воздействовать" на финское правительство ответными мерами экономического и политического характера.

"Трагедии семьи Салонен, Рантала, Завгородних множатся в Финляндии из-за крайне агрессивных и нецивилизованных действий финских соцслужб", - считает детский омбудсмен.

Несмотря на участие российской стороны и уверенность адвоката Анастасии Завгородней в том, что они выиграют дело и вернут детей в семью, необходимые процедуры и сам суд займут не меньше полугода. И все это время дети будут жить в приемных семьях.

"Мы планируем уехать в Россию сразу, как получим детей. Жить в Финляндии невозможно. Даже если детей удастся освободить, по местным законам соцслужбы ставят нас на учет и будут контролировать наш каждый шаг", - заявила россиянка "Российской газете".

Интересно, что незадолго до прецедента был опубликован доклад комиссара Совета Европы по правам человека Нила Муйжниекса, в котором говорилось, что русскоязычные жители считаются одними из "наиболее вероятных жертв расизма и ксенофобии в Финляндии". Учитывая этот факт, международное общественное движение (МОД) "Русские матери" предложило вести в социальных сетях "черные списки" лиц, ответственных за преследование русских матерей в Финляндии или принимающих необоснованные решения об изъятии детей у русских матерей.

По словам правозащитника Йохана Бекмана, персоной нон-грата в РФ и странах СНГ уже объявлен бывший сотрудник генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге Симо Пиетиляйнен, который незаконно вывез в багажнике своей дипломатической машины 6-летнего Антона Салонена из России. Кроме того, в этот список правозащитники рекомендуют включить министра основных служб Финляндии Марину Гузенину, отвечающую за защиту прав детей, финского уполномоченного по правам детей Марию Кайсу Аула, главу департамента Миндзрава Финляндии Пяиви Силланауке, руководителя социальной службы Хельсинки Тарью Пелконен и многих других чиновников.

Финское правительство не осталось в стороне, и сам президент Финляндии Саули Ниинисте предложил создать финско-российскую комиссию по правам детей, в которую вошли бы русские и финские эксперты.

"Мы уже говорили с министром иностранных дел Лавровым о комиссии в ходе его визита. Это наше предложение. Мы предлагаем, чтобы наше сотрудничество с Россией по этому поводу было максимально глубоким и широким. Только что, на прошлой неделе, финская сторона уже передала список финского состава комиссии россиянам", - заявил президент газете "Илта-Саномат", отметив, что "наши чиновники должны заниматься этим. Я уверен, что на этом уровне мы найдем решения, взаимопонимания и общие взгляды".

С ним согласен и председатель комитета по международным делам парламента Финляндии Пертти Салолайнен, заметив, что созданием комиссии должно заниматься посольство Финляндии в Москве.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".