Санкт-Петербург. 19 ноября. ИНТЕРФАКС - Большой потенциал развития театрального туризма в Петербурге может помочь бороться с сезонностью, такую точку зрения высказала генеральный директор АНО "Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства", учрежденной комитетом по развитию туризма Петербурга, Марина Морозова.
"В городе существует сезонность. Чтобы преодолеть эту сезонность, увеличить турпотоки, пропускную способность туристской дестинации, мы фокусируемся на высокомаржинальных нишевых продуктах, одним из которых - и, наверное, одним из приоритетных - является театральный туризм", - сказала она на пресс-конференции в "Интерфаксе" во вторник.
Так, Центр уже готовит специалистов, способных развивать именно этот вид туризма, по специальным программам дополнительного образования. По словам Морозовой, развитие театрального туризма - общемировая тенденция, которая охватывает не только традиционные европейские направления вроде Зальцбурга с его театрально-музыкальными фестивалями, но и Турцию.
"Естественно, Петербург - это город, который просто создан для того, чтобы развивать театральный туризм. Сколько у нас театров мирового уровня, где выступают и мировые звезды балета и проводятся музыкальные фестивали! Эти событийный ряд уже переходит буквально на улицы города. Потенциал огромный", - подчеркнула она.
Гендиректор федерального туроператора "Премьера" Марина Самородская уточнила, что низкий сезон в Петербурге длится с ноября по февраль, однако театральный туризм в северной столице привлекает путешественников "особой магией".
"С комитетом по туризму в этом году мы объездили весь Дальний Восток, продвигая туры в Петербург и, конечно, театры. Наверное, после топовых музеев это следующий пункт посещения для туриста. Это увеличивает средний чек, от этого получают удовольствие гости, а город - загрузку ресторанов, кафе, другой инфраструктуры, конечно, турфирм, гидов, автобусов. Театральный туризм, конечно, это одно из самых лучших предложений Петербурга", - считает она.
АНО "Центр поддержки социально-культурных инициатив" уже несколько лет развивает в Петербурге проект "Театральный туризм", в рамках которого в течение года для борьбы с сезонностью туризма проводят тематические гала-концерты и другие мероприятия, в частности на площадке Александринского и других театров города.
"Туристу не хватает культурной составляющей в плане музеев, не хватает только ресторанов", - сказала директор АНО Ольга Ромащенко.
Директор Александринского театра Александр Малич со своей стороны сообщил, что театр напрямую не имеет возможности четко отследить, откуда прибывает зритель, однако отличить туриста от местного в зале все же возможно, кроме того, метрики билетной системы могут засвидетельствовать, откуда были приобретены билеты, и Александринский также замечает смену сезонов петербургского туризма.
"Историческая сцена привлекает зрителя просто потому, что, когда вы приезжаете в Петербург, очевидно, что вы выбираете театр с историей. Это Александринка, это Мариинка, это Большой Драматический, Михайловский. Понятно, что зритель выбирает глазами. (...) Балет не требует перевода, и большое количество иностранных туристов приходит к нам на балетные спектакли. Это партнерские мероприятия. Что касается драматического театра, то здесь сложнее с иностранцами, потому что им не всегда понятно, что происходит на сцене. Тем не менее процент (туристов) очень большой. И я думаю, что иногда это около 60% или около 40% зрителей в зале", - сказал Малич.
Новую сцену Александринского театра гиды, которые водят экскурсии по центру Петербурга, уже включили в свой маршрут как знаковую точку новой петербургской архитектуры, добавил он. Благодаря этому театр "живет и днем": туда приходят, чтобы зайти в книжный или выпить кофе.
Экскурсии по исторической сцене Александринского театра тоже пользуются популярностью среди туристов: их увлекают рассказы о том, что в этих же креслах могли сидеть Пушкин или Гоголь.
Директор ООО "Солеанс тревел" Марина Григорьева также указала, что сейчас среди гостей города все более востребовано театральное закулисье - возможность посмотреть в оркестровую яму, увидеть зал со сцены, побывать на репетиции.
"Что касается театров, всё-таки это в основном Мариинский, Александринский, Михайловский театры - театры с большой историей. И, как правило, это не заканчивается только спектаклем, а включает ещё и экскурсию. Иногда может быть встреча в репетиционный период с исполнителями. Так что этот продукт очень востребован, и мы стараемся продвигать, давать о нем информацию. Но есть одна проблема - репертуарный план, к сожалению, очень неглубок. И если говорить о туризме из дальнего зарубежья, там, где поездки планируют не экстренно, не в последний момент, - не хватает глубины репертуарного плана", - сказала она.
По ее мнению, для более успешного привлечения иностранцев в петербургские театры последним следует разрабатывать репертуар на год вперед.