Северо-Запад / Репортажи 21 августа 2023 г. 18:12

Доступность для инвалидов остается проблемой для российских вузов - эксперты

Санкт-Петербург. 21 августа. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Доступность образовательных услуг для инвалидов стала единственным из пяти критериев, по которому российские вузы в среднем не показали положительной динамики с 2020 по 2022 год, сообщил эксперт федерального оператора независимой оценки качества (НОК) условий осуществления образовательной деятельности "Верконт Сервис" Алексей Ганеев на пресс-конференции в "Интерфаксе" в понедельник.

Он уточнил, что всего за три года Общественный совет НОК при Министерстве образования и науки оценил условия в 869 вузах и их филиалах в 83 регионах РФ по пяти критериям: открытость и доступность информации о деятельности вуза, комфортность условий обучения, доброжелательность и вежливость сотрудников вуза, удовлетворенность студентов и доступность услуг для лиц с ограниченными возможностями.

"По результатам оценки 2020-2022 годов по четырем критерия наблюдается положительная динамика, по одному, к сожалению, нет: общая проблема у всех - это доступ услуг для лиц с ограниченными возможностями и инвалидами. Все-таки система высшего образования оказалась не в полной степени готова для таких кардинальных изменений. И стоимость оборудования, необходимого для такой категории обучающихся, в разы дороже, чем для обычных студентов", - сказал Ганеев.

Как позднее сообщила "Интерфаксу" эксперт "Верконт Сервиса" Наталья Булаева, по 2020-2022 годов российские вузы в среднем набрали свыше 95,8 балла из ста возможных.

"В Петербурге с 2020 по 2022 год было проверено 42 вуза, оценка составила около 94,7 баллов из 100. У Москвы чуть меньше - 94,5, проверено 86 вузов", - сказала Булаева.

Ростовская область при этом получила свыше 97 баллов, 23 из 30 проверенных вузов показали результат выше среднего по России. Краснодарский край, где проверили 32 учебных заведения, получил оценку в 96,2 балла. В регионе 19 вузов показали результат выше среднего по России.

В общем рейтинге регионов Петербург оказался в середине списка с учетом большого числа вузов и министерств-учредителей. Ганеев указал, что это обусловлено в частности тем, что значительное число зданий в городе являются объектами культурного наследия, это не дает переоборудовать их для инвалидов, а также с изначально более высокими, чем в других регионах, запросами студентов.

Первый проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета Марина Лаврикова указала, что большая часть зданий вуза - это памятники, на которые распространяются достаточно жесткие ограничения по ремонтным и любым другим работам.

"Мы при этом стараемся создать условия - иногда за счет мобильного оборудования или более сложных решений. Университет тратит на это огромные средства", - сказала она. Лаврикова рассчитывает на положительную динамику по этому показателю.

"Но это все непросто, особенно с учетом того, что мы федерального подчинения, средства, которые мы должны вкладывать в первую очередь в инфраструктуру, здания-памятники, безусловно, должны выделяться целевым образом, как и средства на общежития. Безусловно, средств этих выделяется недостаточно, жизнь сложная, все обеспечить невозможно, но вузы стараются решать задачи, которые перед ними стоят", - сказала она.

Директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. Герцена Александр Антропов со своей стороны также отметил, что вместо лифтов для инвалидов на колясках вуз ставит мобильные подъемники, кроме того, снабжает терминалы и таблички шрифтом Брайля, в нескольких корпусах установили систему "Говорящий город".

"Материальная база - это само собой разумеется, даже не обсуждается, но очень важным компонентом является и психолого-педагогическое сопровождение студентов. Причем психологические проблемы могут встречаться не только со стороны студентов с ограниченными возможностями, но и со стороны других. И мы работаем, чтобы создать комфортную среду для всех", - добавил Антропов.

Первый цикл НОК - по иным критериям и с иной процедурой - вузы проходили в 2016-2018 годах. Третий стартовал в 2023 году. Результаты регулярно направляются в министерство образования и науки, которое вырабатывает рекомендации и затем проверяет, насколько был исполнен составленный вузами план устранения недостатков. В целом по итогам трехлетней оценки можно отметить улучшения условий обучения в российских вузах, считают эксперты.

"В 2020 году в процедуре приняли участие 127 вузов и филиалов. Этот год называется пилотным, потому что в 2019 году были установлены федеральные рамки - единый порядок расчета, плюс методика выявления мнения граждан об условиях. Интегральная, средняя оценка получилась в 94,5 балла. В 2021 году средняя оценка составила 95,7, в 2022 году - 96,27 балла. То есть мы видим постепенную положительную динамику", - сказал Ганеев.

Эксперты позитивно оценили успехи вузов по оборудованию зон отдыха, студенческих холлов, отмечают рост объема отремонтированных площадей в общежитиях, а также установку инфокиосков, которые заменяют доски объявлений и позволяют инвалидам по зрению или слуху получить доступ к информации.

Председатель Общественного совета НОК, заместитель директора ФГБНУ "Аналитический центр" Сергей Марченко указал, что сбор данных экспертами проводится непосредственно на месте, а также на официальных сайтах вузов и через онлайн-анкетирование студентов.

"Мы получаем обратную связь от участников процесса - самих обучающихся, это позволяет привести условия обучения в соответствии с запросами самих студентов", - сказал он.

В 2023 году независимую оценку качества проведут в отношении 316 образовательных организаций из 43 регионов, добавил Марченко.