Центр подводных исследований РГО собирает информацию о пассажирах затонувшего в 1941 году теплохода "Армения"

Санкт-Петербург. 21 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Центр подводных исследований Российского географического общества (ЦПИ РГО) собирает истории пассажиров теплохода "Армения", крушение которого в 1941 году стало одной из самых масштабных морских катастроф в истории.

Об истории теплохода и планах на ближайшее будущее ученые рассказали во вторник в пресс-центре информационного агентства "Интерфакс Северо-Запад". Исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин отметил, что в 2021 году планируется выпустить документальный фильм об "Армении", но для него нужна дополнительная информация.

https://www.youtube.com/watch?v=KUvtX4imFtU&feature=youtu.be

"Мы хотим снять документальный фильм, который выйдет, надеемся, в следующем году. Он полностью поведает об истории теплохода "Армения", и вся наша подготовка, в том числе запускаемый портал, направлена на сбор и агрегацию информации для формирования той самой истории. Эта история и ляжет в основу документального фильма, чтобы это было не по придумкам сценаристов, а по внутренней, наиболее не противоречивой информации", - отметил Фокин.

Своей историей можно поделиться на сайте teplohodarmenia.ru. Создатели портала ждут информации от родственников людей, которые точно или предположительно были на борту теплохода "Армения" 7 ноября 1941 года.

Заведующая архивным хранилищем документов Черноморского флота Гатчинского архива Военно-морского флота Елена Павловская уточнила, что по архивным данным с затонувшего теплохода спасено всего восемь человек, погибло 5 тыс.

"Что касается погибшего личного состава, имеется несколько списков, в одном из которых 152 человека, в другом 122, в третьем - 91 человек. Что касается полного списка на 5 тыс. человек, его в архиве нет и быть, наверное, не могло, потому что эвакуация происходила очень быстро, и все, что можно было сделать, командованием было сделано", - сказала она.

Создатели портала обращаются к семьям, связанным с Черноморским флотом. Молодежь просят провести беседы, при необходимости помочь старшему поколению ввести информацию в интернет и по возможности приложить фотографии и документы. В ближайшее время Центр подводных исследований РГО планирует провести конференцию и организовать экспедицию к месту крушения, чтобы провести качественные видеосъемки.

Комментируя возможность подъема частей судна и создания мемориала, Фокин подчеркнул, что эта инициатива очень сложна с моральной точки зрения и не зависит полностью от ЦПИ.

"Еще в момент, когда опубликовали новость о находке, многие сразу сказали: давайте что-нибудь поднимем, давайте сделаем музей, и так далее. К этому нужно подходить очень аккуратно, поскольку мы помним о том, что это братская могила. Она формально пока не имеет статуса, но по факту там несколько тысяч человеческих душ. Серьезные технические действия весьма обсуждаемы с моральной точки зрения", - сказал Фокин.

В свою очередь военный историк, консультант Центра подводных исследований Российского географического общества Александр Скробач отметил, что подробности гибели теплохода "Армения" вдолгое время оставались неясными из-за ошибок исследователей и особенностей работы с архивами.

По словам историка, информации о гибели "Армении" не было в оперативной сводке штаба ВВС Черноморского флота: по сводкам, 7 ноября 1941 года авиация не летала из-за плохой погоды и "прикрывала объекты методом дежурства на аэродроме". Информация о вылетах нашлась в дополнении к оперсводке.

"Мы нашли журнал боевых действий ВВС и ПВО Черноморского флота, и о чудо: оказывается, утром пришел приказ о том, чтобы прикрыть "Армению" при стоянке и выходе из Ялты на максимальный боевой радиус истребителей. Соответственно, 7 ноября в 9.00 поднялось звено И-153, часть мы еще не установили. Они прикрывали "Армению" при выходе из Ялты, и в 13.30 летчики донесли следующее: в интервале времени между 10.20 и 10.40 "Армения" атакована "Юнкерсом-88". Две бомбы попали в корпус корабля ближе к носовой части - как раз там, где разворочен мостик. Корабль потерял ход и стал зарываться носом", - сказал Скробач.

"Летчики кинулись догонять воздушного стервятника, стреляли по нему из пулеметов, но, к сожалению, пират улизнул. Когда летчики вернулись, "Армении" не было (по официальной версии, судно ушло под воду за четыре минуты - ИФ). Они доложили об этом, на поиск "Армении" было выслано еще одно звено, но "Армению" не нашли", - добавил историк.

По его мнению, информацию могли изъять из оперативной сводки, чтобы дистанцироваться от "токсичной" истории.

"Единственные, кто мог спасти "Армению", - это летчики. Они имели соответствующую задачу, и она выполнена не была. Я думаю, что для штаба Черноморского флота история была, мягко говоря, токсичной, поэтому они хотели от нее дистанцироваться максимально. Я думаю, что летчики не спасли "Армению" в силу совершенно объективных причин, но в то же время прекрасно понимаю, что следователь НКВД в 1941 году мог иметь другое мнение. Времена были тяжелые, поэтому никого мы осуждать не будем", - отметил Скробач.

По словам ученого, в условиях семибалльного шторма сопровождавшие "Армению" катера не могли применять оружие, а зенитная артиллерия на теплоходе "была настолько убогой и несовершенной, по большому счету, что тоже не могла спасти "Армению".

В то же время Скробач подчеркнул, что капитан "Армении" был представлен к ордену Боевого Красного Знамени, неоднократно был под ударами вражеской авиации и уходил от них маневрированием и умелым применением зенитной артиллерии.

"Рейс "Армении" не был заранее обреченным мероприятием, все было штатно. Просто произошло что-то, что застигло всех врасплох. Если мы посмотрим на эту историю комплексно, это, конечно, чудовищное стечение обстоятельств", - заключил историк.

По его мнению, историческая версия гибели "Армении" от попадания торпеды сложилась вследствие ряда упущений. Так, исследователи не учитывали, что Германия в ноябре 1941 года продолжала жить по летнему времени, и сводки Черноморского флота были совмещены со сводками Люфтваффе некорректно.

"Тот факт, что на корпусе корабля не было обнаружено следа торпедного попадании, поверг историческую общественность, не побоюсь этого слова, в шок. До этого момента все было предельно ясно. Как уже сейчас мы понимаем, документы толком никто не изучал - может быть, за исключением отдельных энтузиастов, которые держали все результаты исследований при себе", - сказал Скорбач.

Он подчеркнул, что неточность удалось исправить благодаря части сохранившихся архивов Люфтваффе, что само по себе стало большой удачей. При этом, по словам ученого, оперативные документы долгие годы находились в открытом доступе, однако никому не приходило в голову изучить их в контексте гибели теплохода "Армения".

Санитарно-транспортный теплоход "Армения" был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года у берегов Крыма. По разным оценкам, на борту находилось от шести до десяти тысяч человек. Таким образом, это кораблекрушение унесло в пять раз больше жизней, чем гибель британского трансатлантического лайнера "Титаник" в 1912 году.

Корпус теплохода был найден на дне Черного моря в марте 2020 года в ходе поисковой операции РГО и военных поисковиков.