Российские технологии и материалы ускорили реставрацию Петербургской консерватории

11 октября. Interfax-Russia.ru - Российские технологии и отечественные материалы способствовали ускоренной реставрации консерватории имени Римского-Корсакова в Петербурге, работы завершаются.

Российские технологии и материалы ускорили реставрацию Петербургской консерватории. Фото. @ Интерфакс. Инна Басова
@ Интерфакс. Инна Басова

"В 2024 году, на год раньше установленного государственным контрактом срока, реконструкция консерватории Римского-Корсакова завершается. Фасадам уже вернули первоначальный облик, подходит к концу внутренняя отделка помещений. Было отреставрировано более 300 кв. м лепного декора, 170 кв. м деревянных балюстрад", - сообщила журналистам в пятницу руководитель службы по связям с общественностью ППК "Единый заказчик" Мария Ермакова.

Кроме того, полностью завершены работы по устройству инженерных систем. Строители приступили к пусконаладочным работам.

Как отметила Ермакова, на площадке круглосуточно работают более 2 тыс. специалистов.

В ходе реставрации активно применяются отечественные технологии, использованные материалы - преимущественно российские, уточнил "Интерфаксу" директор корпоративных коммуникаций АО "Политехстрой-Сварго" (подрядчик) Сергей Рыбак.

"Специалисты смогли максимально воссоздать то, что было построено более 150 лет назад", - подчеркнул ранее вице-премьер Марат Хуснуллин.

БОЛЬШОЙ ЗАЛ РУБИНШТЕЙНА

До революции зал был одной из самых лучших и технологически сложных акустических площадок страны, но после 1917 года его переоборудовали в кинотеатр. Помещение серьезно пострадало в годы Великой Отечественной войны, а проведенный в 1960-х годах капитальный ремонт кардинально изменил облик зала.

В текущую реставрацию площадки главной задачей было ее оснащение современными акустическими и театральными технологиями, а также воссоздание утраченных в советское время интерьеров в стилистике эпохи Возрождения.

В настоящий момент строительные работы практически завершены: в ближайшее время в зале снимут леса. После этого специалисты будут заниматься настройкой и установкой высокотехнологичного оборудования. В частности, заканчивается монтаж 190 тонн механического оборудования для управления сценой и акустикой, ведется монтаж 70 тонн оборудования света и звука, сообщил генеральный директор АО "Политехстрой-Сварго" Алексей Бородин.

Для лучшей акустики форму зала изменили - с прямоугольной на подковообразную. Каркас помещения усилили 1 тыс. тоннами металлоконструкций. Оснастят его технологиями переменной акустики, где каждый из 1,1 тыс. зрителей с любого места в зале сможет одинаково хорошо слышать исполнение музыки с электроусилением или классики.

Как отметил Бородин, это будет одна из крупнейших в России театральных площадок с технологиями переменной акустики.

Площадки оркестровой ямы можно будет использовать как непосредственно оркестровую яму, на уровне расширенного партера и на уровне расширенной сцены.

"Площадка в данный момент находится в положении оркестровой ямы, (...) глубина порядка трех метров. (...) Если она (площадка - ИФ) поднимется на следующий уровень, это будет увеличенный партер зала, то есть зал будет доходить прямо до сцены. Если она поднимется выше, это будет расширенная сцена", - пояснил журналистам главный инженер проектов в компании "ДОКА Центр" Алексей Самохин.

ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ

Храм при консерватории стал одним из главных вызовов для реставраторов, отмечает пресс-служба ППК "Единый заказчик".

Помещение с росписями ХIХ века, выполненными художниками Андреем Рябушкиным и Василием Беляевым по мотивам росписей ярославских и ростовских церквей XVI-XVII веков, в конце 1920-х было разделено на два этажа, а живопись оказалась спрятана под слоями штукатурки и обоев.

Реставраторы вернули интерьеру исторический облик: изучив архивные документы и музейные материалы, они воссоздали часть не сохранившихся росписей и орнаментов.

ВНУТРЕННИЕ ДВОРЫ

За счет дворов удалось увеличить полезную площадь консерватории более чем на 600 кв. м: над ними установили светопрозрачные купола. В конструкции использован авиационный алюминий, который втрое легче стали, - такую технологию для общественных зданий использовали впервые на северо-западе, сообщили в АО "Политехстрой-Сварго".

"Алюминий был выбран, во-первых, чтобы снизить нагрузку на стены и фундамент. Второй момент: это более технологично. У стали зазоры между стеклопакетами до 3 мм, а у алюминия гораздо тоньше. Плюс сроки монтажа существенно сокращаются", - пояснил "Интерфаксу" директор корпоративных коммуникаций компании-подрядчика Сергей Рыбак.

Во внутренних дворах планируют обустроить общественные пространства.

О КОНСЕРВАТОРИИ

Петербургская государственная консерватория им.Римского-Корсакова - один из самых известных музыкальных вузов мира и первое в России высшее учебное учреждение профессионального музыкального образования. Консерватория была основана в 1862 году по инициативе пианиста, композитора и дирижера Антона Рубинштейна.

 Консерватория закрылась на реконструкцию в 2014 году. Работы изначально планировалось завершить в 2017 году. В 2021 году объект передали в управление "Единого заказчика в сфере строительства".

После окончания реставрации в обновленном виде предстанут не только Большой зал Рубинштейна, Домовая церковь и внутренний двор, но и Малый зал имени Глазунова, парадная лестница и другие помещения.

Как сообщалось ранее, первый концерт в консерватории планируется провести в 2024 году.