20 октября. Interfax-Russia.ru - На территории филиала Центрального военно-морского музея (ЦВММ) "Дорога жизни" открыт памятник "Героическим защитникам острова Сухо", которые в 1942 году побороли захватчиков и спасли единственную транспортную магистраль во время блокады Ленинграда, сообщил директор музея Руслан Нехай в ходе выездной пресс-конференции, организованной "Интерфаксом".
"Сегодня в нашем музее величайшее событие. Мы открываем памятник "Героическим защитникам острова Сухо" на территории нашего филиала "Дорога жизни". Остров Сухо - это часть "Дороги жизни". Если бы защитники острова 22 октября 1942 года не отстояли эту маленькую часть советской территории, то "Дорога жизни" не смогла бы реально работать", - сказал Нехай.
Он сообщил, что это была победа в жесточайшем бою за возможность продолжить жить ленинградцам.
"Бои за остров Сухо - это бои за существование "Дороги жизни". А существование "Дорогие жизни" было единственное условие того, что Ленинград выжил. Сегодня мы выполнили очень важный долг. Это только начало. Весной у нас запланирована научная экспедиция на остров Сухо. Эту работу мы продолжим", - сказал Нехай.
По его словам, автором идеи выступил почетный меценат Петербурга Грачьи Погосян.
"Под руководством Героя Советского союза Ивана Исакова была разработана трасса, которая впоследствии вошла в историю как "Дорога жизни". Остров Сухо расположен по большому маршруту "Дороги жизни". Мы сегодня здесь, чтобы отдать дань уважению и открыть памятник героическому подвигу советских солдат. Наша задача сохранить историю и передать ее следующему поколению", - сказал Погосян.
Он отметил, что на острове Сухо также будет установлена памятная плита.
Автор проекта памятника - главный художник ЦВММ Вадим Сергеев. Изготовитель - член Союза художников России Андрей Руднев. Монумент изготовлен из дымовского гранита.
Также в ходе открытия памятника была представлена книга "Затерянный гарнизон", посвященная событиям 1942 года и сражению за остров Сухо.
По данным музея, 22 октября 1942 года гарнизон острова Сухо отразил попытку немецко-финского десанта захватить территорию, чтобы уничтожить береговую батарею и маяк. Маяк служил важным ориентиром для советских судов, доставлявших по южной части Ладоги продовольствие и грузы в блокадный Ленинград.
Сухо - искусственный остров. Он был создан в начале XVIII века по воле Петра Великого и стал важным опорным пунктом для контроля южной части Ладожского озера и "Дороги жизни".