Cанкт-Петербург. 10 сентября. ИНТЕРФАКС - В Государственном музее истории религии в Петербурге во вторник открывается выставка, раскрывающая значение культа священных реликвий в христианстве, сообщает пресс-служба учреждения.
Приуроченная к 300-летию перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург, выставка расскажет об истории культа реликвий в первые века христианства, познакомит с самыми известными реликвиями, а также святыми, почитание мощей которых получило широкое распространение.
Живопись и графика, скульптуры, иконы и гравюры, реликварии и облачение - всего более 70 предметов - представят сюжеты евангельской истории, связанные с реликвиями (Поклонение волхвов, Положение во гроб, Страсти Христовы), расскажут о появлении образов Спаса Нерукотворного и Туринской плащаницы, о чтимых Церковью предметах, относящихся к деяниям святых.
Почитание реликвий в христианском мире началось еще в начале IV века, когда царица Елена, мать императора Константина, организовала раскопки на Голгофе, в результате которых были обретена реликвии - Животворящий Крест, гвозди и титло "INRI", положив начало собиранию христианских святынь. Эта традиция укрепилась в последующие столетия: были обнаружены останки апостолов Петра и Павла; в Иерусалиме найдено тело святого Стефана, голова Иоанна Крестителя, волосы апостола Иакова.
"Для хранения реликвий нередко возводились храмы; они становились центром притяжения верующих. Чем значимее реликвия, тем известнее храм и тем большее число паломников привлекает он в свои стены. Нередко извлечение тел первых святых из погребений сопровождалось и сопровождается исцелениями, чудесами и другими необычными явлениями, что способствует усилению веры в чудодейственную силу реликвий. И, несмотря на то, что почитание реликвий в том или ином виде присутствует также в буддизме и исламе, именно в христианском мире оно получило широкое развитие и стало знаковым явлением не только в эпоху Средневековья и в Новое время, но и в наши дни", - отмечают в музее.
На выставке представлены предметы из собрания Музея истории религии и Музея Санкт-Петербургской Духовной академии.