Санкт-Петербург. 20 июня. ИНТЕРФАКС - Недостаток кислорода - гипоксия - у плода в сочетании со стрессом матери может привести к никотиновой зависимости у ребенка во взрослом возрасте, к такому заключению пришли биохимики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Института физиологии им. Павлова РАН.
"Мы пришли к выводу, что именно глюкокортикоидная стрессорная реакция матери на гипоксию во время беременности определяет формирование склонности к развитию никотиновой зависимости у потомства во взрослом возрасте, а также охарактеризовали конкретные биохимические процессы, приводящие к этому", - сообщил автор исследования Олег Ветровой, которого цитирует пресс-служба СПбГУ в четверг.
Ученые провели эксперимент на крысах с учетом схожести развития мозга человека и грызунов. Уточняется, что подобный эксперимент был проведен впервые. Гипоксия была создана естественным, а также хирургическим путем и сохранялась до рождения потомства, затем исследования проводили уже на потомстве - взрослых самцах.
Ученые заметили, что после двух недель потребления никотина у крыс, которые подверглись пренатальной гипоксии в сочетании со стрессом матери, в отличие от контрольных крыс, не подвергавшихся никакому воздействию, появился синдром отмены и выработалась никотиновая зависимость. Крысы, подвергшиеся гипоксии до рождения, также медленнее реагировали на резкий звук, чем контрольные животные, однако под воздействием никотина скорость реакции исследуемых крыс нормализовалась.
При этом пренатальная ишемия, то есть гипоксия плода без гормональной стрессорной реакции матери, не вызывала во взрослом возрасте ни нарушений скорости реакции, ни склонности к никотиновой зависимости.
Уточняется, что гипоксия эмбриона может развиться по разным причинам, включая заболевания матери, проблемы с плацентой или пуповиной, врожденные пороки плода. Как отмечают ученые, последствия гипоксии зависят от сроков кислородного голодания, в частности она может в дальнейшем вызывать шизофрению, депрессивно-подобные расстройства, наркозависимость, расстройства аутистического спектра и ненаследственные формы нейродегенеративных заболеваний.
Результаты исследования опубликованы в научном журнале Neuroendocrinology.