Санкт-Петербург. 23 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В петербургском Музее истории религии в четверг открывается выставка "Лаковая живопись: Федоскино, Палех, Мстера".
Как сообщает пресс-служба музея, в состав выставки вошло 50 экспонатов: шкатулки, пасхальные яйца, иконы и складни, панно, выполненные в XVIII - XX вв. мастерами трех основных центров производства изделий с лаковой живописью в России - Федоскино, Палеха и Мстеры.
Экспозиция представляет важнейшие этапы развития наиболее известных во всем мире российских народных промыслов. Кроме того, посетители получат возможность подробно разобраться в различиях, существующих между федоскинскими, палехскими и мстерскими миниатюристами в технико-технологических приемах, особенностях построения композиций и выборе сюжетов.
Искусство изготовления лаковых изделий пришло в Европу с Востока. Со II тыс. до н.э. известны так называемые китайские лаки: посуда (вазы, подносы, чашки), мебель, элементы интерьера (ширмы, шкатулки и пр.). Восточные мастера украшали свои работы резьбой и росписью, инкрустировали перламутром, серебром, оловом и слоновой костью.
В XVIII веке мода на Китай и китайские лаки дошла и до России. Ярчайший образец стиля шинуазри в отделке интерьеров - Китайский кабинет, созданный по заказу Петра I во дворце Монплезир в Петергофе в 1714-1722 гг. Он декорирован изготовленными русскими "лакирных дел" мастерами лаковыми панно с изображением сцен китайского быта.
В конце XVIII - начале XIX в. в России возникли собственные центры народных промыслов, специализировавшихся на изготовлении "лаков". Миниатюры выполнялись на папье-маше или жести масляными красками.
На многочисленных необходимых в быту изделиях - табакерках, шкатулках, портсигарах, подносах, спичечницах, кошельках, салфеточных кольцах, тарелках, брошках, запонках, а также на пасхальных яйцах и иконах возникали самые разные сюжеты и персонажи, выполненные в реалистической манере в духе русской национальной традиции.
Главными центрами русского лакового промысла стал Федоскино, Палех и Мстера. В подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) одна из первых мастерских была основана в 1793 г. П.Коробовым. Характерной особенностью федоскинской миниатюры стала роспись по папье-маше масляными красками. Сюжетная основа росписи - русские народные и литературные сказки.
Расцвет палехской живописи (промысел села Палех Ивановской области) пришелся на XVIII - XIX века, когда в мастерских лучших палехских художников создавались иконы, тонкие по рисунку, сложные по композиции, необыкновенно изысканные по цветовым сочетания. Главным отличием палехской миниатюры было то, что художники, используя в качестве основы также папье-маше, писали не масляной краской, а темперой.
На выставке в Музее представлены как знаменитые палехские шкатулки, так и иконы начала XX века с изображениями св. пророка Илии, св. Антония Римлянина, Вознесение Христово и другие.
До 1917 г. Богоявленская слобода Мстера (то есть при Богоявленском монастыре во Владимирской области) была известна как один из центров традиционной иконописи, где навыки ремесла передавались от отца к сыну на протяжении многих поколений. Выходцами из Мстеры были многие известные иконописцы. Например, владельцы одной из самых известных московских иконописных мастерских братьев Григорий и Михаил Осиповичи Чириковы. Работы, созданные в этой мастерской, в числе других представлены на выставки.
оа ид
*** Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга