Москва. 28 октября. ИНТЕРФАКС - ОАО "Российские железные дороги" не видит предпосылок к возникновению проблем с поставками зерна на мукомольные предприятия Санкт-Петербурга - у них долгосрочные контракты на предоставление вагонов: перевозчик призывает сокращать непроизводительные простои подвижного состава под погрузкой и выгрузкой.
"У тех, кто заключил долгосрочные контракты с операторами, объективно сложностей нет. Это касается и поставок хлебных грузов в направлении Санкт-Петербурга. Там три крупных получателя зерна для нужд города. У этих трех мукомольных комбинатов долгосрочные контракты. И, конечно, никакого дефицита там сегодня не наблюдается", - заявил директор РЖД по коммерческой деятельности, генеральный директор центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) компании Алексей Шило на брифинге в пятницу.
Ранее федеральные деловые СМИ сообщили, что губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко пожаловался вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу на дефицит вагонов для транспортировки зерна для его использования на внутреннем рынке. По мнению главы ЦФТО, проблема в том, что на фоне высокого урожая и растущего экспорта "многие звенья в цепочке доставки оказались не готовы к таким объемам". "Поэтому у нас есть проблемы с выгрузкой, есть проблема в ожидании погрузки", - подчеркнул он.
После обращения Г.Полтавченко монополия проанализировала, как организована работа на предприятиях северной столицы и выяснила, что "превышение простоя (от нормативного - ИФ) вагонов идет в разы". Если в сентябре у "ЛКХП им.Кирова" среднее время под выгрузкой составляло 28 часов, то в октябре - уже 42 часа. "Если мы каждый вагон будем держать под выгрузкой 42 часа, то, конечно, никакого парка не хватит", - отметил топ-менеджер, добавив, правда, что и "под погрузкой вагоны простаивают по несколько суток".
"Если мы (нынешний - ИФ) урожай хотим вывезти весь до конца года, гораздо большими темпами, чем сейчас, то поучаствовать должны все участники процесса", - подчеркнул А.Шило. Он поддержал ряд озвучивавшихся мер для этого. "Я видел предложение Минтранса о том, что надо на круглые сутки переводить работников надзорных органов. Такие меры принимались в предыдущие годы. Действительно, можно на 15-20% сократить простои, если они будут в выходные дни работать. Сегодня этого нет", - сказал он. "Хотя, когда идет речь о выгрузке, все процедуры, связанные с Россельхознадзором, пройдены, это при отгрузке есть вопросы", - добавил при этом топ-менеджер, говоря о ситуации в Санкт-Петербурге.
"Насколько мне известно, сейчас предложения, которые "Российские железные дороги" в свое время готовили по ответственности грузополучателей и грузоотправителей за простой вагонов, сегодня в министерстве транспорта РФ поддерживаются. Минтранс сам заявляет, что необходимо вводить эти штрафные санкции. Это будет дополнительным стимулом сократить оборот вагона", - добавил глава ЦФТО. При этом, по его информации, и многие ж/д операторы в договорах с отправителями и получателями грузов уже предусматривают штрафы за простой своего подвижного состава, хотя пока и мягкие.
"И еще важный момент: сегодня отправители зерна, как правило, почему-то не готовы к долгосрочным контрактам. На встрече с операторами мы обсуждали вопрос - если коллеги заключают долгосрочный контракт, им понятны объемы заранее, они это планируют, подводят (вагоны - ИФ)", - отметил А.Шило, добавив, что "по всем расчетам, парка зерновозов достаточно", за последнее время он количественно вырос.
Говоря о необходимости долгосрочного планирования, топ-менеджер привел пример, когда в недавнем прошлом даже железнодорожные операторы готовы были давать скидки на вагоны, но они оказались не востребованы, тогда как сейчас зерновики готовы брать подвижной состав даже по ставкам "высокого сезона". "Когда кто-то увидел хорошую цену и на спотовом рынке пытается найти вагон, то с большой вероятностью будут с этим проблемы", - отметил глава ЦФТО.
При этом оборот вагона стабильно сокращается (за последние пару лет - на 20%). С операторами и грузоотправителями отрабатываются технологии, как ускорить оборот еще больше. Начались перевозки "зерновыми экспрессами", когда подвижной состава собирается с нескольких грузоотправителей и формируется маршрутный состав. Из центральной части РФ в черноморские порты, например, это позволяет доставлять зерно за двое суток вместо пяти.