Северо-Запад / Новости 5 марта 2024 г. 15:38

Реставрацию "Последнего дня Помпеи" Брюллова завершат к октябрю

Реставрацию "Последнего дня Помпеи" Брюллова завершат к октябрю
Реставрацию "Последнего дня Помпеи" Брюллова завершат к октябрю. © Фото: Интерфакс, Инна Басова

Санкт-Петербург. 5 марта. ИНТЕРФАКС - Русский музей начинает ключевой этап реставрации картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи", сообщила журналистам во вторник гендиректор учреждения Алла Манилова.

"Мы завершили первую важную часть работы: (...) проведен полный комплекс технологических и биологических исследований, изучен очень подробно красочный слой и многие другие вещи, которые необходимы, чтобы подойти к главному этапу. На основании полученных результатов составлен реставрационный паспорт - (...) главный документ, в соответствии с которым пройдет непосредственно сама реставрация", - сказала Манилова.

Результаты первого этапа, которые помогут определиться с безопасными для полотна методиками восстановления, представили во вторник на реставрационном совете.

Реставрация "Последнего дня Помпеи" Брюллова. © Фото: Интерфакс, Инна Басова
Реставрация "Последнего дня Помпеи" Брюллова. © Фото: Интерфакс, Инна Басова

По словам ведущего художника-реставратора Ольги Кленовой, к основной работе - с лицевой стороной картины - специалисты смогут перейти сразу после утверждения программы действий.

"Наша задача - вернуть картине авторский вид и звучание. Не будет такого яркого желтого цвета, который буквально создает фильтр, - неравномерного, с потеками", - поделилась Кленова.

На исследовательском этапе реставраторы сделали две рабочих пробы: очистили от лаков и тонировок небольшие кусочки в центральной части полотна. Они, во-первых, позволяют увидеть, как выглядел "Последний день Помпеи" после написания, а во-вторых, позволили подобрать материалы для работы.

Читайте также

На площадках Русского музея в 2024 году откроют более 20 выставок

"Лаки здесь разные: есть мягкие смоляные - верхние реставрационные (трижды картина покрывалась, находясь в Русском музее). Между ними по мере появления прорывов возникали тонировки и записи. Тонировки практически не видны и сделаны грамотно, в пределах утрат, а записи обычно шире, грубые. Подлежат удалению абсолютно все промежуточные записи и тонировки. Затем мы доходим до авторского слоя и работаем с ним, выравнивая и делая тоньше. Мы никогда не снимаем лак до конца, оставляем от авторского лака тонкую пленку", - описала процесс реставратор.

Она добавила, что расчистку полотна планируется завершить к началу-середине июня. Далее художники перейдут к процессу тонировки, который займет месяц. В августе картина будет сохнуть, а в сентябре ее покроют лаком. К октябрю произведение искусства доставят в Михаловский замок, где пройдет масштабная выставка к 225-летию со дня рождения Брюллова.

Изучая "Последний день Помпеи", реставраторы обнаружили, что Брюллов за шесть лет работы над картиной неоднократно переписывал детали.

"На этой картине практически все руки и ноги, контуры одежд, имеют небольшие корректировки. Это, например, напряжение мышц, изменение положения кистей рук - художник сделал это с тем, чтобы привнести большую напряженность, эмоциональность изображенным группам", - сообщила Кленова.

ВПЕРВЫЕ ЗА 200 ЛЕТ

Масштабное полотно Брюллова, работа над которым была завершена в 1833 году, никогда комплексно не реставрировали. Техническое восстановление проводили в 1995 году - и тогда эти работы, которые не коснулись непосредственно живописи, лишь позволили обеспечить сохранность шедевра, к тому моменту близкого к утрате.

"На нас лежит большая ответственность. Ее без всякой боязни слов можно назвать исторической, потому что как минимум в последующие 100 лет реставрацией картины можно будет не заниматься", - заявила журналистам гендиректор Русского музея.

Будет восстановлено не только живописное полотно, но и рама, установленная еще при Брюллове.

Посетители Русского музея получат возможность наблюдать за процессом: в зале № 86 корпуса Бенуа установят специальный прозрачный экран, который позволит вживую увидеть работу художников. Кроме того, по словам Маниловой, с апреля запустят специальные экскурсии в мастерскую.

Кроме того, специалисты Русского музея проведут серии мастер-классов для участников культурно-просветительского проекта ПАО "Газпром" "Друзья Петербурга", цель которого - поддержать молодых специалистов в области культуры, искусства и реставрационного мастерства. Участники программы получают возможность сотрудничать с ведущими музеями страны и перенимать мастерство у старших коллег.

Новости Северо-Запада