Cанкт-Петербург. 14 марта. ИНТЕРФАКС - В Садовом вестибюле Михайловского дворца в четверг открывается выставка "Мстислав Владимирович Фармаковский. К 150-летию художника".
Фармаковский (1873-1946) - живописец, график, искусствовед, археолог, главный хранитель Русского музея.
На выставке показано около 15 произведений живописи и графики, архивные материалы, среди которых рукописный журнал Историко-бытового отдела Русского музея "Чугунная шляпа".
Фармаковский родился в Вятке. Его отцом был просветитель и меценат Владимир Фармаковский, занимавший должность инспектора народных училищ в Симбирской губернии под руководством Ильи Ульянова - отца Владимира Ульянова-Ленина.
Брат Мстислава, Борис, сдружился с Владимиром Ульяновым, чье письмо - знаменитое и так и не расшифрованное "письмо тотемами" - долгое время хранилось в семье Фармаковских.
В 1890-е Мстислав Фармаковский окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе и Одесское художественное училище, в 1899-1902 годах учился в Дюссельдорфе в Королевской Прусской Академии художеств.
В 1907-м он получил две первые премии на конкурсе Морской лиги Франции за картоны с эскизами витражей на морскую тематику. На выставке представлен ряд репродукций и графических эскизов этого периода ("Черное море", 1906; "Вечер на Ниле", 1907). В октябре 1906-го Фармаковский познакомился с Николаем Гумилевым. Их дружба переросла в совместную работу над художественным журналом "Sirius", издававшимся в 1907-м в Париже. Вышло в свет три номера.
Во втором номере состоялся литературный дебют Анны Горенко (Ахматовой) со стихотворением "На руке его много блестящих колец...", а Гумилев написал статью, посвященную графической серии Фармаковского "Жизнь" (1907), близкую по сюжетам офортам Гойи и образам Фюсли.
После возвращения в Петербург Фармаковский работал учителем, инспектором гимназий, а также получал заказы от Императорской археологической комиссии, Эрмитажа и Городской думы.
На выставке можно увидеть картину "Осенью в парке. Петергоф" (1911), она связана со временем, когда семья Фармаковских жила в Петергофе.
В советские годы для Фармаковского художественная деятельность сменилась научной и хранительской работой в Русском музее и Институте истории материальной культуры РАН, преподаванием. С 1918-го он начал работать в историко-бытовом отделе Русского музея.
В архиве Русского музея хранятся его графические зарисовки коллег (начало 1920-х), а также рукописный журнал "Чугунная шляпа" (около 1926), выполненный в традициях юмористических журналов рубежа XIX-XX веков. В Русском музее находятся "Автопортрет" (1920) художника и портрет жены, Веры Фармаковской (1920-е), сотрудника народного отдела ГРМ, а также небольшой пейзаж "Река Которосль" (1933).
В годы Великой Отечественной войны, Фармаковский занимал должность главного хранителя и посвятил себя сохранению не эвакуированной из Ленинграда коллекции Русского музея. Долгие годы живописное наследие художника не афишировалось и было практически забыто.