Санкт-Петербург. 28 ноября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Длительность принудительного лечения лиц с психическими расстройствами не может стать основанием для его прекращения, следует из постановления Конституционного суда РФ.
Постановление опубликовано на сайте суда во вторник.
Поводом к проверке статей 97, 99, 100 и 102 Уголовного кодекса РФ стал запрос Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
Салехардский горсуд рассматривает два обращения психоневрологического диспансера о применении принудительных мер медицинского характера в отношении двоих граждан с психическими расстройствами. Один из них совершил хищение в состоянии ограниченной вменяемости, получил условный срок, а также принудительное лечение у психиатра амбулаторно. Второй был освобожден от уголовной ответственности за причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности в состоянии невменяемости, ему назначили принудительную помощь в психиатрической больнице.
Салехардский суд неоднократно продлевал эти меры по представлению медицинской организации. При очередном обращении суд усмотрел несоразмерность ограничения прав граждан, так как у упомянутых мер нет срока применения.
КС РФ указал, что совершившим преступление лицам с психическими расстройствами назначают принудительное лечение, чтобы не позволить им причинить вред себе или окружающим.
"Принудительные меры медицинского характера в системе действующего правового регулирования (...) являются именно лечением, необходимость и продолжительность которого определяются состоянием психического здоровья лица, сохраняющейся в силу такого состояния его опасностью для самого себя или окружающих либо возможностью причинения им иного существенного вреда, и не связаны с категорией совершенного общественно опасного деяния или преступления и сроком наказания", - говорится в постановлении.
Иное означало бы принудительное лечение вопреки состоянию здоровья человека или отказ от него не по медицинским основаниям, подчеркнул КС, что противоречило бы как уголовному закону и закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", так и Конституции.
КС также указал, что судебный контроль направлен на защиту таких пациентов от необоснованного ограничения их прав, а также на защиту общества.
Суд заключил, что оспариваемые нормы соответствуют Основному закону и не предполагают прекращения затянувшегося принудительного лечения - даже если истек срок наказания или испытательного срока при условном осуждении - лишь из-за длительности, так как конечной целью является излечения лица или улучшения его психического состояния.
Нормы позволяют продолжить принудительного лечения только по решению суда при освидетельствовании комиссией врачей-психиатров, в том числе для оценки рисков, а также изменить или прекратить лечение - при изменении психического состояния - по ходатайству медиков, уголовно-исполнительной инспекции, пациента или его близкого родственника вне зависимости от срока, прошедшего со дня предыдущего судебного решения о продлении принудительного лечения.