Cанкт-Петербург. 19 декабря. ИНТЕРФАКС - В Концертном зале Мариинского театра в четверг состоится премьера оперы Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда", сообщает пресс-служба театра.
Режиссёры оперы - Константин Балакин, Алексей Степанюк, художник - Елена Вершинина.
Мировая премьера сочинения прошла почти 160 лет назад - 10 июня 1865 года опера "Тристан и Изольда" была впервые исполнена в Королевском придворном театре в Мюнхене под управлением Ганса фон Бюлова.
"Мариинский театр, с целой плеядой вагнеровских певцов и настоящим вагнеровским оркестром, обладающий уникальной репертуарной коллекцией, - единственный театр в России, где у "Тристана и Изольды" есть история постановок", - говорится в сообщении.
Впервые "Тристан и Изольда" в Мариинском были исполнены силами немецкой оперной труппы в 1898 году, однако уже 5 апреля 1899 года состоялась премьера собственной постановки театра (на русском языке, перевод Всеволода Чешихина в редакции Ивана Ершова).
Через десять лет, в 1909, зрители увидели режиссёрскую версию Всеволода Мейерхольда в оформлении художника Александра Шервашидзе (на русском языке, перевод Виктора Коломийцова). Спектакль получил неоднозначные оценки, однако оказал значительное влияние на становление Мейерхольда как режиссёра. С началом Первой мировой войны все немецкие оперы исчезли из репертуара театра. Не появились "Тристан и Изольда" на афишах и в советское время.
Следующая постановка оперы возникла лишь в новом тысячелетии - в 2005 году спектакль поставил Дмитрий Черняков. С режиссёром сотрудничали художники Зиновий Марголин, Ирина Цветкова, Глеб Фильштинский. Дирижировал Валерий Гергиев. Спектакль шёл на исторической сцене Мариинского театра до 2010 года, а в 2015 он был перенесён в Мариинский-2.
Новый спектакль Балакина и Степанюка позволит иначе посмотреть на знаменитую историю о любви и смерти: в пространстве Концертного зала, "где сцена, словно в античном амфитеатре, расположена ниже рядов партера, от внимательного взгляда зрителя не ускользнёт ни одна деталь".
Либретто к "Тристану и Изольде" Вагнер написал самостоятельно, заимствуя опорные точки сюжета из средневековой кельтской легенды о Тристане и Изольде, изложенной в стихотворном романе Готфридом Страсбургским. Композитор значительно сократил сюжет, количество сцен и действующих лиц. В центр внимания он поместил двух влюблённых, которым суждено открыть друг другу свои чувства только на пороге смерти.
По задумке постановщиков, в сценографии будут использоваться темы, отсылающие к знаменитой картине современника Вагнера, художника-символиста Арнольда Бёклина "Остров мёртвых". Век назад репродукцию этого полотна можно было встретить в каждой гостиной не только в Германии и Австрии, но и в России.
"Мотивы картины, в своё время открывшей новую, символистскую эпоху в живописи, станут визуальным отражением центральной идеи оперы - предельного столкновения любви и смерти, таинства, которое композитор обозначил понятием Liebestod", - отмечают в театре.