Санкт-Петербург. 1 ноября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Памятник министру путей сообщения Российской империи Михаилу Хилкову открыли на территории Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге во вторник, передал корреспондент "Интерфакса".
Эскиз памятника был выбран по итогам конкурса. Архитектором выступил член-корреспондент Российской академии художеств Михаил Корси, скульптором - академик Российской академии художеств Александр Таратынов.
Губернатор Александр Беглов на церемонии открытия отметил, что за десять лет, пока Хилков возглавлял министерство, с 1895 по 1905 год, протяженность железных дорог в России удвоилась.
"Многие планы его воплотились в жизнь: участвовал он в строительстве Транссибирской магистрали, Китайско-Восточной железной дороги. И самое главное - центр России был соединён с Дальним Востоком", - сказал Беглов.
Начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин со своей стороны добавил, что открытие памятника приурочили к 185-летию первой российской железной дороги массового пользования: это произошло 30 октября (по старому стилю) 1837 года, когда Петербург и Царское Село были соединены однопутной железнодорожной колеей.
К юбилейной дате во вторник в музее также открылась выставка архивных документов, географических карт и других артефактов "Царская забава". Экспозиция будет работать до 10 апреля 2023 года.
Хилков родился 6 декабря 1834 года в деревне Синево-Дуброво Тверской губернии. После военной службы с 1857 года работал в министерстве иностранных дел. Совершал путешествия по Европе и Соединенным Штатам, в США поступил простым рабочим в англо-американскую компанию по сооружению Трансатлантической железной дороги, спустя четыре года заведовал службой подвижного состава и тяги. Работал на строительстве железной дороги в Аргентине, около года служил слесарем на паровозном заводе в Ливерпуле.
По возвращении в Россию служил на Одесской, Киевской и Московско-Рязанской дорогах. Позднее работал начальником Орловско-Грязской, Ливенской, Оренбургской и Самаро-Златоустовской железных дорог. В 1894 году стал главным инспектором железных дорог России, через год - министром путей сообщения Российской империи.
Руководил строительством Транссибирской магистрали, при нем проходило строительство Китайской Восточной железной дороги. Во время Русско-японской войны построил железную дорогу по льду озера Байкал.
Ввел первый профессиональный праздник в России - День железнодорожника, который отмечался 25 июня (6 июля), в день рождения Николая I.
После революции 1905 года покинул свой пост. Скончался в 1909 году в Санкт-Петербурге.