Мурманск. 22 января. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Мурманские рыбаки скептически относятся к планам создания рыбохозяйственного кластера на базе АО "10 ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" (Полярный, ЗАТО Александровск, Мурманская область, 10 СРЗ, входит в ОСК), сообщил председатель Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев в эфире "Радио России - Мурманск" в среду.
По мнению эксперта, идее создания рыбохозяйственного кластера с открытием холодильных мощностей, рыбопереработки, ремонтного и сервисного обслуживания промысловых судов на базе 10 СРЗ препятствует несколько нерешенных проблем. По его словам, в первую очередь, "ОСК настроена, начиная с 2020 года, занимать мощности (завода-ИФ) своими кораблями". Во-вторых, Полярный находится на отдалении от порта Мурманска (по прямой через Кольский залив - около 30 км, по автомобильной дороге - 60 км - ИФ), что создает "трудности с точки зрения логистики".
"Даже если сделать переработку (на базе СРЗ-ИФ), то доставка продукции из Полярного до того же Мурманска будет стоить определенных денег", - сказал Григорьев.
Кроме того, эксперт указал на отсутствие профильного опыта у завода, который исторически занимался ремонтом военных кораблей и судов.
"Нужно подумать, прежде чем запускать этот проект (...) Я не знаю, какие нужно сделать - преференции или субсидии, чтобы этот кластер заработал. Если никак не помогать этому проекту, он не заработает", - сказал Григорьев.
Эксперт высказал мнение, что при таких условиях привлечь мурманских рыбаков в будущий рыбохозяйственный кластер смогут налоговые льготы. Он напомнил, что такие инструменты поддержки будут возможны, если в Мурманской области будет создана территория опережающего развития (ТОР), и для Мурманска будет введен режим свободного порта.
В декабре прошлого года в интервью "Интерфаксу" заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова сообщила, что по итогам проведения заседания президиума Госкомиссии по развитию Арктики под руководством вице-премьера РФ Юрия Трутнева запущены процессы создания ТОР в Заполярье. Кроме того, по ее словам, Трутнев предложил по аналогии с Владивостоком сделать режим свободного порта в Мурманске.
Говоря о судоремонтных заводах Заполярья, Кузнецова отмечала, что "объем судоремонта мурманских судов оценивается в сумму около 2 млрд рублей в год, но по факту объем судоремонта, который судовладельцы заказывают на территории Мурманской области, составляет около 500 млн рублей".
Как сообщалось, в ноябре 2019 года в Мурманске глава Минпромторга Денис Мантуров положительно охарактеризовал проект по консолидации трех СРЗ в Мурманской области, входящих в ОСК. Проект предполагает создание Арктического центра судостроения и судоремонта на базе завода "Нерпа", 10 СРЗ и 35 СРЗ.
"Что касается оказания мер государственной поддержки, то более 20 млрд рублей мы вложим только в модернизацию мощностей "Объединенной судостроительной корпорации", которые размещаются в Мурманской области", - сообщал Мантуров.
В правительстве Мурманской области отмечали, что заводам необходима модернизация и диверсификация деятельности, а мурманских рыбаков необходимо замотивировать ремонтировать промысловый флот в своем регионе, а не в других городах России, Прибалтики и Норвегии. Так, на 10 СРЗ планируется создание комплекса "Полярный" по обслуживанию и строительству промысловых судов, на 35 СРЗ - модернизация с обеспечением докования судов длиной до 310 метров и авианосца "Адмирал Кузнецов", на СРЗ "Нерпа" - модернизация с реконструкцией производства для ремонта атомных и дизельных подводных лодок третьего и четвертого поколения.
В октябре 2019 года в эфире "Радио России - Мурманск" гендиректор 10 СРЗ Евгений Зудин сообщал, что в 2023 году завод "приступит к строительству серии среднетоннажных судов из шести штук для прибрежных рыбаков", не раскрывая название компании-заказчика.
Зудин отмечал, что программа диверсификации работы 10 СРЗ предполагает обслуживание рыбопромысловых судов: перевалка грузов, выполнение межрейсового и докового ремонтов, подтверждение класса Регистра, бункеровка судов, запуск мукомольного завода. При этом основная направленность завода - исполнение гособоронзаказа - будет сохранена.
В мае 2019 года министр развития промышленности и предпринимательства Мурманской области Дмитрий Филиппов (в настоящее время заместитель губернатора - ИФ) сообщил, что на базе 10 СРЗ будет развиваться рыбохозяйственный кластер. Министр отмечал, что завод имеет удобное расположение, на нем есть свободные площади для размещения цехов переработки, мукомольного цеха, складов.
В марте 2019 года директор департамента маркетинга и продаж ОСК Илья Пантелеев сообщил "Интерфаксу", что 10 СРЗ будет диверсифицировать свою деятельность и займется судоремонтом рыбопромысловых судов.
"На текущий момент в ОСК рассматривается возможность создания своей инфраструктуры по рыбопереработке, по портовой инфраструктуре, и, может быть, таможенного поста", - сказал Пантелеев.
Необходимый для этого объем инвестиций Пантелеев уточнить затруднился, но сказал, что "в рамках инвестиционного развития предприятия планируется определенное количество средств, связанное с модернизацией и выполнением работ, чтобы 10 СРЗ был более эффективен".
При этом за СРЗ "Нерпа" сохраняется направленность на исполнение гособоронзаказа и работы, связанные с выводом из эксплуатации атомных ледоколов, а 35 СРЗ "корпорацией рассматривается как исполнитель работ по нефтегазовым проектам", добавил он.