Санкт-Петербург. 2 мая. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Конституционный суд признал неконституционной норму закона "О таможенном регулировании в РФ...", допускающую отказ проверяемым полноценно знакомиться с результатами таможенных проверок.
Постановление опубликовано на сайте суда во вторник.
Поводом к проверке пункта 2 статьи 235 федерального закона "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" стала жалоба челябинской компании "Изи Чайна Корпорэйт".
Компания задекларировала на таможне планируемые к импорту из Китая стекломагниевые листы из древесных отходов. После камеральной проверки таможня скорректировала стоимость товара, прибавив к ней транспортные расходы, понесенные компанией по иному, взаимосвязанному договору.
Заявителю разрешили ознакомиться с материалами проверки, которые состояли из семи томов, насчитывающих более 2 тыс. листов, но исключительно визуально. Суды (кроме суда первой инстанции) подтвердили законность действий таможенников.
По мнению заявителя, применение оспоренной нормы ставит под сомнение эффективность таких правовых инструментов защиты, как представление письменных возражений на акт проверки и подача жалобы в вышестоящий таможенный орган.
Конституционный суд пришел к выводу, что норма не соответствует Основному закону, так как "не обеспечивает права проверяемого лица (...) в ходе ознакомления с материалами таможенной проверки осуществлять из них выписки или использовать технические средства, предназначенные для их копирования (фотографирования)".
Отдельно оговаривается, что фотографирование не предусмотрено, если речь идет об охраняемой законом тайне, однако законодатель может установить специальный правовой механизм ознакомления с подобными материалами проверки.
В целом же Конституционный суд указал, что эффективное оспаривание решения таможенного органа как в судебном, так и в административном порядке не может состояться без фиксации содержащихся в документах сведений, тем более при значительном объеме материала. В ином случае может быть ущемлено и право на квалифицированную юридическую помощь.
Должен учитываться и подход законодателя к порядку ознакомления с материалами налоговой проверки, при которой прямо предусматривается изготовление выписок и снятие копий. Предмет таможенного и налогового законодательства, как и метод правового регулирования, имеют сущностное сходство, считает КС, и подход к возможности ознакомления с материалами проверок не должен различаться.
Теперь федеральный законодатель обязан внести изменения в правовое регулирование в соответствии с постановлением Конституционного суда.