Эрмитажу передали в дар гипсовые скульптуры-модели Дега и картины Стерлигова

Санкт-Петербург. 2 июля. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Эрмитаже накануне состоялась презентация даров музею от Фонда имени Абрахама.

Как сообщает пресс-служба музея, вечер был приурочен к десятилетию сотрудничества Фонда с Эрмитажем, а также к 70-летию со дня основания государства Израиль.

В Зале Совета были показаны три гипсовые скульптуры-модели Эдгара Дега и две картины Владимира Стерлигова.

Дега (1834-1917) - выдающийся мастер эпохи импрессионизма, хорошо известный своими картинами, пастелями и рисунками. Эрмитаж обладает коллекцией его произведений. Дега начал лепить скульптуры из воска около 1860 года, но его новаторский подход к пластике и техника лепки оказались непонятыми современниками, и при жизни Дега выставил только одну скульптуру.

После его смерти наследники нашли в студии более 150 восковых моделей его работы, часть которых сразу же была отлита из бронзы. Основные сюжеты этих работ - танцовщицы в движении, лошади в движении и покое, купальщицы и сидящие фигуры.

Выставки так называемых "посмертных бронз" Дега состоялись в девяти музеях мира и в 2013 году в Эрмитаже под названием "Фигура в движении". Годом ранее Эрмитаж провел специальный симпозиум, посвященный "посмертным" бронзам, в ходе которого обсуждалась проблема тиражирования и подлинности поздних отливок.

"Переданные в дар Эрмитажу гипсовые скульптуры "Танцовщица, рассматривающая ступню правой ноги", "Испанский танец" и "Женщина, выходящая из ванны. Фрагмент" - это модели, по которым осуществлялось изготовление форм для отливки. Все три скульптуры являются наиболее интересными и характерными для воплощения идеи движения в творчестве Дега", - отмечают в музее.

Стерлигов (1904 - 1973) - художник-нонконформист, представитель русского авангарда, ученик Казимира Малевича, основатель собственной художественной школы. Стерлигов развивал свою пластическую концепцию, занимался поиском нового, так называемого прибавочного элемента, в традициях учения о супрематизме Малевича, а также переосмыслением качественных особенностей цвета в живописи.

В 2016 году в фойе Эрмитажного театра была проведена персональная выставка Стерлигова "История ненаписанной картины". После окончания выставки в коллекцию Эрмитажа Фондом имени Абрахама была передана картина "Реставрация в Зимнем дворце". Подаренная Фондом в 2018 году картина "Восстановление Эрмитажа" является парной к уже имеющейся в коллекции музея работе Стерлигова.

Картина "Восстановление Эрмитажа" была заказана Стерлигову Союзом художников для выставки к 30-летию Октябрьской революции. Она дает представление о восстановительных работах, которые шли в послевоенном Эрмитаже: в Архиве музея можно найти отчёты о работах, однако нет фотографий, которые могли бы дать представление о том, как происходила реконструкция залов.

"Рисунки, эскизы и наброски Стерлигова, помимо своей художественной ценности, представляют интерес и как уникальные исторические документы. Мастера, маляры, затянутые тканью статуи и бюсты, залы в лесах - рисунки художника являются свидетельством процесса, не запечатлённого на фото или кинопленку", - говорится в сообщении.