Санкт-Петербург. 16 июня. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - В Эрмитаже в субботу открывается Галерея графики - новое экспозиционное пространство, призванное познакомить зрителя с богатейшим собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV-XX веков.
Как сообщает пресс-служба музея, Эрмитаж хранит более 600 тыс. гравюр и рисунков европейских мастеров, в их числе - мировые шедевры. Это пятая часть всей коллекции музея, которая, однако, не представлена на постоянной экспозиции. Причина проста: гравюры и рисунки нельзя длительное время держать на свету: они выгорают и ветшают, а, значит, не могут надолго покидать хранилище. Их показывают лишь на временных выставках, которые проходят не так часто, как того хотелось бы зрителям.
Теперь в пяти залах на третьем этаже Зимнего дворца (№ 324-328) раз в четыре месяца будут сменять друг друга тематические экспозиции, демонстрирующие часть фондов европейской гравюры и рисунка XV-XX веков. Среди тем, которые планируют затронуть кураторы, - история графики и история коллекционирования, шедевры прославленных мастеров и новые находки, своеобразие техник и материалов, сюжеты, смыслы и контексты графических листов.
Первая экспозиция в Галерее посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка. Она представляет лучшие образцы эрмитажной коллекции, шедевры мастеров, активно работавших в обоих видах искусства: более 100 листов, в числе которых произведения Дюрера, Пармиджанино, Голциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других.
Среди экспонатов выставки - зарисовки причудливых па персонажей комедии дель арте, выполненные рукой знаменитого Жака Калло, загадочные процессии восточных мудрецов в поисках тайного знания на листах "Scherzi di Fantasia" венецианского виртуоза Джованни Баттиста Тьеполо, изысканные до экстравагантности женские силуэты на эстампах и рисунках лотарингского маньериста Жака Белланжа, а также многие другие графические произведения.
Особое внимание уделяется подготовительным рисункам к гравюрам - творческой кухне великих художников. Демонстрируются все этапы создания произведения: от первых натурных штудий и последующей разработки до законченных композиций.
К ранним подготовительным наброскам относится лист Дюрера "Аллегория Правосудия". Этот этюд с натуры был выполнен мастером в 1496-1498 годах в ходе работы над гравюрой "Солнце Правосудия". Таким образом на выставке представлены начальная и конечная точки процесса, можно проследить развитие художественного образа от эскизного наброска пером к сложной, насыщенной символическим смыслом резцовой гравюре.
Отдельно представлены гравюры, создававшиеся в подражание рисункам - изысканные цветные листы XVIII века в сложных техниках, виртуозно воспроизводящие все особенности оригиналов.
В последнем небольшом разделе, напротив, выставляются рисунки, восходящие к гравюрам: от имитации гравюрного штриха до обманок с изображением эстампов.