Санкт-Петербург. 16 октября. ИНТЕРФАКС - Несколько сотен работ Карла Брюллова, в том числе малоизвестные, покажут в Русском музее на выставке к 225-летию художника, сообщила журналистам в среду генеральный директор учреждения Алла Манилова.
"Поместить все наследие Брюллова даже в наши академические залы невозможно, потому что оно огромное. Но мы преследовали другую цель. Первое - это будет выставка с сенсациями. (...) Во-вторых, мы ставили перед собой цель представить здесь исключительно шедевры первого ряда. (...) В-третьих, мы представляем произведения, которые покажут все направления, все жанры, все техники Брюллова", - сказала Манилова.
Она уточнила, что посетители увидят свыше 300 произведений художника из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, Национального художественного музея Белоруссии, а также других музеев и частных собраний. Министр культуры РФ Ольга Любимова в свою очередь отметила, что ретроспектива живописца столь масштабно в России представлена впервые.
"На выставке - не только шедевры первого порядка, такие как "Итальянский полдень" и "Всадница", но и множество малоизвестных работ, акварелей и рисунков художника, которые крайне редко выставляются из-за хрупкости. Большинство произведений зрители увидят впервые", - написала министр в телеграм-канале.
Увидеть можно и главное творение художника - "Последний день Помпеи". Полотно впервые представили посетителям музея после первой почти за 200 лет комплексной научной реставрации, которая завершилась в сентябре. Работы проводились в рамках проекта ПАО "Газпром".
Еще одним уникальным событием станет первый в России показ картины "Христос во гробе". Полотно изъяли у коллекционера из Германии Александра Певзнера в марте 2003 года, когда он перевез его через границу с Финляндией в Ленинградской области, но не задекларировал. В 2016 году шедевр включили в состав Музейного фонда по инициативе Русского музея, после чего коллекционер через суд пытался вернуть картину. Точка была поставлена в 2019 году, когда Верховный суд РФ отказался вернуть ее. Ныне картина является частью собрания Русского музея.
Кроме того, на выставке можно увидеть "Портрет Марии и Петра Витгенштейн с няней-итальянкой". Это работа Брюллова из частной коллекции, которая впервые демонстрируется в России, отметил куратор выставки, заместитель гендиректора Русского музея Григорий Голдовский.
"Местонахождение работы считали неизвестным. Частная коллекция. Потом я ее видел лет десять назад в замке в Баварии, где она висела в бильярдной. (...) Пытались выпросить к нам, но владельцы отказались. И вот эта вещь оказалась в российском частном собрании, Алла Юрьевна (Манилова - ИФ) выпросила ее на выставку", - поделился Голдовский.
Экспозиция представляет творчество Брюллова в хронологическом порядке.
"Мы показали ранние вещи, связанные с академией и бытованием в Италии. Затем пришли к наиболее важному периоду - расцвета творческой деятельности Брюллова, от возвращения в Россию до начала 1840-х, и затем пришли к той странице, которая для Брюллова оказалась очень важной и которую долгие годы недооценивали. Я имею в виду его религиозные сюжеты", - пояснил Голдовский.
Наследие Брюллова выставили в залах Михайловского дворца, для этого пришлось освободить несколько помещений. Картины из этих залов перенесли в другие, "ничего не ушло в запасники", подчеркнула Манилова.
Увидеть масштабную экспозицию "Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Брюллова" можно будет с 18 октября до 12 мая 2025 года. Затем выставку планируется перевезти в Третьяковскую галерею в Москве.