Санкт-Петербург. 6 сентября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Два вагона блокадного трамвая вернулись в город на Неве из Новосибирска, сообщили в пресс-службе администрации губернатора Петербурга.
"Часть чудом сохранившегося трамвайного поезда военных лет вернулась на берега Невы. Два вагона типа ПС - прицепной стальной - построены в Ленинграде", - говорится в сообщении.
Ранее считалось, что не сохранилось ни одного вагона такого типа. Однако некоторое время назад в Новосибирске обнаружили сразу два сохранившихся раритета. "Под множеством слоев масляной краски до сих пор блестит лак на деревянных деталях интерьера и даже читаются бортовые номера - 86 и 267", - рассказали в администрации Петербурга.
Во время блокады и 20 лет после войны старые трамваи возили жителей Ленинграда. А после капитального ремонта эти составы отправляли в разные города Советского Союза. Найденные раритеты оказались в Новосибирске в 1964-1965 годах. После того, как они отработали свой срок, один вагон стал бытовкой на территории электровакуумного завода, а второй переехал на базу отдыха в 150 километрах от Новосибирска. "Неизвестно, какая бы судьба их ждала, если бы фотографии "странных строений" не попали в руки специалистов", - отметили в петербургской администрации.
В ближайшее время находка будет передана в Музей городского электрического транспорта Петербурга. Специалистам предстоит определить состояние основных конструктивных элементов, привести их в порядок, восстановить утраченную ходовую часть, отреставрировать деревянный интерьер. Предполагается, что блокадный трамвайный поезд можно будет увидеть после реставрации уже в апреле следующего года - в 80-ю годовщину пуска трамвая в осажденном Ленинграде.
Трамвай в блокадном Ленинграде не работал лишь несколько месяцев зимой 1941-42 годов. "Поезда из двухосных вагонов старались выпускать на линию в первую очередь. Они были легче других, и в случае необходимости изможденные люди могли вытолкнуть состав из-под оборванной контактной сети после обстрела или бомбежки. Один из таких эпизодов даже попал в блокадную кинохронику", - рассказали в городской администрации.
Часто трамваи сцеплялись в трехвагонные поезда - "тройники". Именно часть такого состава и вернулась в Петербург.
Трамваи ("Моторный Стальной" и "Прицепной Стальной") строились на заводе "Красный путиловец" в конце 1920-х. Они возили ленинградцев до 1970 года. Часть моторных вагонов переоборудовали в служебные, благодаря этому они сохранились и стали музейными экспонатами. А вот прицепных в городе не осталось.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга