Санкт-Петербург. 19 января. ИНТЕРФАКС - Приморский рынок, Особняк Н.Н. Кайгородова, Дом-мастерская М.К. Аникушина и Железнодорожный вокзал платформы Горская включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, сообщает в пятницу пресс-служба петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Часть рыночной территории Приморского рынка в 1890-е годы арендовал известный антрепренёр Абрам Лейферт для склада декораций. В 1911 году Городская управа разрешила строительство железобетонных торговых помещений. Дореволюционные торговые павильоны были разобраны после Великой Отечественной войны. В 1953-1956 годах было возведено новое здание рынка по проекту архитекторов Лазаря Хидекеля и Олега Голынкина, включавшее в себя гостиницу, столовую и чайную.
Комплекс на Малом проспекте Петроградской стороны выполнен в торжественном и монументальном стиле послевоенной сталинской неоклассики. Здание состоит из трёх павильонов, связанных между собой колоннадой из двадцати двух рустованных колонн. Каждый из павильонов увенчан треугольным фронтоном с модульонами, под ним - полуциркульная входная ниша с кессонированной аркой.
В особняке Кайгородова с 1905 по 1917 год жил со своей семьей Нестор Кайгородов, родной брат более известного жителя Лесного Дмитрия Никифоровича Кайгородова. Нестор Кайгородов недолго командовал Выборгской крепостью: в 1903 году он занял пост коменданта Свеаборгской крепости (ныне - Суоменлинна в Хельсинки).
Несмотря на реконструкцию района в 1960-х годах, это здание, сооруженное в конце XIX века, уцелело до наших дней, сохранив свой дореволюционный облик. С 1990-х годов в здании находится отделение ГАИ (сегодня - специализированный батальон ГИБДД).
Дом-мастерская Аникушина был построен для создания восьмиметровой скульптуры Ленина. Предложенное одноэтажное здание старой оранжереи и Вяземском саду было решено полностью перестроить.
Проектирование вела мастерская ЛенНИИпроекта под руководством архитектора Филиппа Гепнера. Главной задачей при проектировании здания было создание мастерской для крупноформатных моделей памятников. Проект создавался с учётом профессиональных пожеланий скульптора. Здесь были созданы сотни произведений разных масштабов и жанров - памятник Ленину на Московском проспекте, монумент "Героическим защитникам Ленинграда" на площади Победы, памятник Чехову в Москве.
В мастерской сохраняется ряд авторских эскизов и моделей известных произведений Аникушина, станковая скульптура. В доме находилась и мастерская жены Аникушина, скульптора Марии Литовченко.
Пункт Горская появился на Приморской железной дороге в 1894 году. Изначально станция носила название Лисий Нос, по названию деревни, при которой была построена, но всего год спустя была переименована в Горскую. Внутри деревянного одноэтажного здания находился зал ожидания и кассы. Позднее со стороны платформы был пристроен тамбур. Тепло в здании поддерживалось двумя печами.
В 1941-1943 годах Сестрорецкая линия использовалась для перегона бронепоезда, который совершал ночные рейды в сторону Белоострова для обстрела позиций противника. Деревянное здание вокзала в полной мере действовало до 1952 года. Затем железнодорожная линия была электрифицирована, была произведена реконструкция и строительство современной платформы. Тем не менее вокзал продолжал свою работу. В его южном крыле до 1990-х годов работала билетная касса.
В 2000-е годы вокзал использовался в качестве продуктового магазина. Позднее он был законсервирован, обшит вагонкой, но сохранил подлинные стены и оформление. В настоящее время здание вокзала не используется. Наряду с дачей Кана, которая также является выявленным объектом культурного наследия, здание вокзала является одним из последних сохранившихся исторических построек Горской.