Санкт-Петербург. 3 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Российская дрейфующая полярная станция "Северный полюс-41", организованная специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), заработала в Северном Ледовитом океане, сообщает пресс-служба ААНИИ в понедельник.
"Открытие станции состоялось 2 октября 2022 года в 7 часов утра. (...) В честь этого события был поднят флаг экспедиции "Северный полюс-41", - говорится в сообщении.
Платформа пришвартована к кромке ледового поля площадью около 42 квадратных километров, на лед выгружено научное оборудование, транспорт и техника. Ученые развернули первые полевые научные лаборатории и отработали передачу данных на "большую землю". Со льда ушла первая метеосводка.
По словам директора ААНИИ Александра Макарова, климат в Арктике продолжает активно трансформироваться, ледовые условия в морях Северного Ледовитого океана - меняться.
"Объем льда будет сокращаться за счет уменьшения его толщины, но прогнозируемого ранее сезонного исчезновения ледяного покрова в Северном Ледовитом океане к 2050 году не произойдет", - цитирует Макарова пресс-служба.
Он отметил, что на период с 2030 по 2050 годы придется фаза понижения температуры воздуха в ходе 70-летнего колебания, а ледовые условия в арктических морях будут схожи с современными.
"Работа наших ученых на дрейфующей полярной станции позволит проверить эти прогнозы, получать и передавать информацию, анализ которой поможет отслеживать климатические изменения", - рассказал Макаров.
Он добавил, что данные наблюдений будут также использовать, чтобы обеспечить безопасную навигацию по Северному морскому пути.
В начале сентября ЛСП "Северный полюс" вышла из Петербурга в первый рейс. Предполагаемое генеральное направление дрейфа платформы пройдет через приполюсный район, в Гренландское море. После прохождения пролива Фрама платформа своим ходом придет обратно в Мурманск.
Экспедиция "Северный полюс-41" продолжает отечественную программу дрейфующих полярных станций, которая началась в 1937 году под руководством полярника Ивана Папанина.
АО "Адмиралтейские верфи" (входит в ОСК) и Росгидромет заключили контракт на строительство ЛСП в апреле 2018 года. Судно было заложено в апреле 2019 года. Изначально стоимость строительства ЛСП "Северный полюс" составляла 6,9 млрд рублей, но впоследствии выросла до более чем 9 млрд рублей. При этом срок ввода судна сдвинулся на 2 года, с 2020 на 2022 год.
Платформа предназначена для проведения круглогодичных комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Длина ЛСП составляет 67,8 м, ширина - 22,5 м, водоизмещение - около 7,5 тыс. тонн, мощность энергетической установки - не более 3,6 МВт, скорость - не менее 10 узлов.
Платформа рассчитана на эксплуатацию в 30-35 лет с учетом среднего ремонта.
"Северный полюс" может проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические наблюдения, двигаться во льдах без применения ледокола, принимать на свою вертолетную площадку тяжелые вертолеты типа Ми-8АМТ (Ми-17).