12 октября. Interfax-Russia.ru - Головной атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" в понедельник прибыл на ФГУП "Атомфлот" в Мурманске после ходовых и ледовых испытаний, передал корреспондент "Интерфакса" с церемонии встречи.
"Мы строим уже пять таких ледоколов, с учетом "Лидера", это говорит о том, что в ближайшие 50-60 лет российская Арктика выполнит любые задачи, которые поставит перед ней Родина", - сказал директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша.
По словам Рукши, новейший ледокол совершит также важный выход в "детский" рейс - планируется, что в январе 2021 года он выйдет в Обскую губу. После этого ледокол приступит к сверхранним рейсам - с мая, в период сложной ледовой обстановки.
Генеральный директор "Атомфлота" Мустафа Кашка прокомментировал журналистам результаты испытаний и сказал, что "ледовые испытания показали хорошие маневровые характеристики и проходимость, (...) но мы думаем, как улучшать последующие ледоколы". Он сказал, что акт приемки нового ледокола будет подписан "в любой момент" в период с 12 октября по 4 ноября. Глава предприятия, оценивая перспективы развития ледокольного флота и его востребованности, высказал мысль, что необходимо работать в восточном направлении, а после - обеспечить к 2025 году круглосуточную навигацию по Севморпути.
"Нарастает понимание, появляются новые пользователи. За счет крупных пользователей услуг (Севморпути - ИФ) – "НОВАТЭК", "Газпромнефть", "Норильский никель" - будет разработана вся инфраструктура. "Входной билет" для последующих будет дешевле", - отметил Кашка.
Как сообщалось, 3 октября ледокол "Арктика" достиг географической точки Северного полюса во время ледовых испытаний.
16 сентября в Финском заливе и Балтийском море завершились ходовые испытания ледокола "Арктика", 22 сентября АО "Балтийский завод" (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация", ОСК) отправило атомоход на ледовые испытания в направлении морского порта Мурманска.
Генеральный директор завода Алексей Кадилов в ходе церемонии напомнил, что решение о проведении ледовых испытаний "Арктики" до подписания приемного акта было принято заказчиком судна. "Надеюсь, что в октябре (2020 года - ИФ) закончим строительство подписанием приемочного акта", - отмечал Кадилов.
Передать ледокол заказчику - ФГУП "Атомфлот" - планируется с суммарным ограничением мощности на гребных валах до 50 МВт. Выход на проектную мощность 60 МВт планируется осуществить в 2021 году.
Контракт на строительство головного ледокола "Арктика" проекта 22220 между ФГУП "Атомфлот" и ООО "Балтийский завод - судостроение" (БЗС), правопреемником которого стало АО "Балтийский завод", был подписан в августе 2012 года. Его стоимость составляет 37 млрд рублей.
Контракт на строительство еще двух ледоколов проекта 22220 - "Сибирь" и "Урал" - был заключен между БЗС и госкорпорацией "Росатом" в мае 2014 года, стоимость контракта составила 84,4 млрд рублей.
Сдача ледокола "Арктика" первоначально намечалась на май-июнь 2019 года, ледоколов "Сибирь" и "Урал" - на ноябрь 2020 года и ноябрь 2021 года соответственно. Впоследствии сообщалось о переносе срока сдачи "Арктики" на май 2020 года. Сроки сдачи "Сибири" и "Урала" также сдвинуты - на 2021 и 2022 годы соответственно.
В августе 2019 года ФГУП "Атомфлот" и "Балтийский завод" подписали договор на выполнение работ по строительству третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Сдача "Якутии" намечена на декабрь 2024 года, "Чукотки" - на декабрь 2026 года. Стоимость ледоколов составит более 100 млрд рублей.
Ледоколы проекта 22220 предназначены для проводки судов в Арктике, на участках Енисея и Обской губы, для буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде и решения других задач. Длина ледокола составляет 173,3 м, ширина - 34 м, мощность - 60 МВт, ледопроходимость - 2,8 м.
Ледоколы имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки нового поколения "РИТМ-200", специально разработанной для этого судна. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических морских водах, так и в устьях полярных рек.