На ВСМ Москва - Петербург требуется 750 млрд руб. из бюджета

21 апреля. Interfax-Russia.ru - Для строительства высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург требуется 750 млрд рублей государственной поддержки, пишет во вторник газета "Коммерсантъ".

На ВСМ Москва - Петербург требуется 750 млрд руб. из бюджета
© РИА Новости. Компания Скоростные магистрали

По данным газеты, финансовая модель инфраструктурного проекта включает капитальный грант на 200 млрд рублей, заем из ФНБ в размере 380 млрд рублей и субсидируемый кредит ВЭБа в размере 170 млрд рублей.

Общая потребность проекта в финансировании оценивается в 1,7 трлн руб. При этом текущая модель проекта не включает участок Москва - Нижний Новгород.

Капитальный грант, фактически будет освоен за два года. Его перечисление должно начаться в 2021 году, но лишь в размере 88 млн руб. В 2023 году предполагается освоить 140 млрд руб., в 2024-м - 60 млрд руб.

Заем из средств ФНБ предполагается получить по ставке ИПЦ+1% (средняя ставка по данным газеты составляет 5%), однако с этим могут возникнуть проблемы, отмечает собеседник газеты, так как новый подход ФНБ предполагает среднюю ставку 6,6-6,7%, что делает модель несбалансированной. В Минфине газете не пояснили, при каких условиях и обстоятельствах ставка может быть снижена и велись ли соответствующие переговоры.

Оставшиеся 170 млрд рублей предполагается получить от ВЭБа по ставке ИПЦ+5% на срок 17 лет с льготным периодом в пять лет на возврат основного долга. В ВЭБ.РФ "Коммерсанту" сообщили, что пока переговоры на эту тему не ведутся.

По словам собеседника издания, 192 млрд рублей на проект в рамках инвестпрограммы предоставят РЖД, а еще 200 млрд рублей - другие инвесторов. Ранее рассматривалось участие консорциума "Немецкая инициатива", участниками которого являются Siemens, Deutsche Bahn, Deutsche Bank и др. В РЖД газете комментариев не дали. Как рассказали источники издания, переговоры до сих пор ведутся, в том числе с международными партнерами. 436 млрд предоставят российские и международные банки, еще на 125 млрд планируется выпустить облигационный заем.

Фаза строительства ВСМ намечена на период с 2020 года до конца 2026 года, эксплуатации - до конца 2059 года. На операционную прибыльность, согласно модели, проект должен выйти в первый полный год эксплуатации - в 2027 году, первую чистую прибыль планируется получить в 2033 году.

Расчетная выручка проекта в 2030 году составит 147 млрд руб., в 2040-м - 338 млрд руб. Чистая приведенная стоимость (NPV) - 686,6 млрд руб., внутренняя норма доходности (IRR) - 9,4%, дисконтированный период окупаемости - 30,8 года.

На закупку подвижного состава будет потрачено около 2,2 млрд евро, для ВСМ планируют закупить 42 поезда по 52,3 млн евро за штуку. По словам собеседника газеты, это означает приобретение новых поездов, а не адаптацию действующих.

Пассажиропоток проекта в 2030 году, по расчетам РЖД, по всем корреспонденциям составит 23,3 млн человек, из них 16,3 млн человек - на направлении Петербург - Москва. К 2040 году общий пассажиропоток достигнет 28 млн человек.