Архангельская область, будучи одной из опорных зон РФ в Арктике, активно участвует в развитии этих территорий. В начале декабря главный вуз региона – Северный арктический федеральный университет подписал соглашение о создании в Архангельске центра управления морскими операциями в арктической зоне, в марте 2017 года в столице Поморья пройдет форум "Арктика - территория диалога", а к 2018 году власти региона рассчитывают на семикратный рост турпотока на острова национального парка "Русскя Арктика". О роли Архангельской области в развитии Арктики, туристическом потенциале региона, развитии дорожной инфраструктуры и стратегически важных инвестиционных проектах в интервью "Интерфаксу " рассказал первый заместитель губернатора – председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев.
- Алексей Владимирович, что Архангельская область может предложить для развития Арктической зоны РФ?
- Сегодня государство четко обозначило стратегический интерес к Арктике. Разработаны и приняты основные фундаментальные документы по Арктической зоне РФ. Магистральную линию развития задают большие компании – "Атомфлот ", "Газпром ", "Роснефть " и такие серьезные ведомства, как МЧС и Минобороны. Они создают в высоких широтах крупные объекты, общая стоимость которых исчисляется триллионами рублей. Вслед за ними постепенно выстраивается очередь предприятий и организаций из деловой и научной среды. Осмыслением арктической проблематики занялись научные и коммерческие структуры, которые все активнее ищут возможности для приложения своих компетенций.
Исторически Архангельская область всегда участвовала в деятельности в Арктике. За многие столетия у нас сложилась та среда, которая обеспечивает поисковую деятельность, поддерживает инициативы государства и частных компаний по освоению новых территорий и богатств Арктики, ее заселению, созданию и поддержке инфраструктурных объектов на побережье и островах.
Поморье является опорным регионом в Артике, который сформировался не в одночасье, а исторически. Колоссальный ресурс Архангельской области – наши жители и предприятия, которые участвуют в арктической деятельности просто по месту своего нахождения.
На мой взгляд, в процессы поставки услуг и продукции, соответствующих арктическим стандартам и востребованных крупными корпорациями и ведомствами, принципиально важно вовлечь малый и средний бизнес региона. Удачным примером такой работы является производство в Архангельске мотобуксировщиков. Изначально их выпуск был ориентирован на рыбаков и охотников, а также на спортивно-развлекательные цели. Но эта техника может быть использована и для обслуживания промышленных объектов в Арктике. А ведь есть еще потребности и в продуктах питания, и в спецодежде. И здесь вновь идет речь о сфере малого бизнеса.
При этом я сейчас сознательно вывожу за скобки такие очевидные вещи, как образовательный потенциал Поморья с единственным федеральным арктическим университетом и северным медицинским университетом, или, например, возможности судостроительных предприятий, расположенных в Архангельской области. Или такой немаловажный аспект, как транспортная доступность Поморья. Архангельск связывает с центральным промышленным районом страны две магистрали: автомобильная и железная дороги. Поэтому и логистические услуги, и услуги по перевалке грузов будут востребованы. Собственно, этот процесс никогда и не прекращался.
У меня нет никаких сомнений, что Архангельская область будет опорной зоной развития Арктической зоны России.
- Арктика представляет интерес и для туристов. Расскажите, сколько туристов посетило регион в 2016 году, какие объекты стали наиболее популярными? Какие виды туризма предлагает область сегодня, есть ли проекты, способные увеличивать турпоток?
- Только за 9 месяцев 2016 года в области побывало около 260 тысяч российских и иностранных гостей. Мы прогнозируем, что к концу декабря общее число туристов составит 380 тысяч человек.
Вне всяких сомнений, самым популярным местом были и будут Соловки. Представьте, только летом этого года Соловецкий музей-заповедник обслужил 25 тысяч 45 человек. Увеличивается и количество круизов на Соловецкий архипелаг из разных городов России. В минувшую навигацию состоялось четыре международных круиза, а также более 20 круизов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Самары, что значительно выше, чем в предыдущие годы. Количество участников российских круизных программ в 2016 году составило около трех тысяч человек, иностранцев – около 2,5 тысяч человек. Вызывают интерес и арктические острова. В 2016 году Землю Франца-Иосифа, например, посетили 954 туриста из 68 стран мира. В 2017 году планируется как минимум 10 заходов иностранных туристских судов на острова архипелага.
Естественно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В 2016 году мы провели серию мероприятий, направленных на продвижение туристских продуктов и потенциала региона в сфере туризма. Наши региональные туроператоры участвовали в международной выставке в Осло, в крупнейших туристских выставках в Москве, культурно-туристском фестивале "Серебряное ожерелье России " в Хельсинки, встречах с представителями туриндустрии России и Грузии в Тбилиси. В общей сложности информационные стенды нашего региона посетило около 20 тысяч человек.
Мы запустили сезонный сайт ЛЕТО29.РФ, представляющий туры выходного дня и интересные маршруты для самостоятельных путешествий. Активно используем потенциал социальных сетей: разработали специальные электронные каталоги с информацией о сезонных туристских и экскурсионных программах для детей и взрослых. А для поклонников "вкусного " туризма выпустили гастрономическую карту Архангельской области. Это уникальный продукт, который, кстати говоря, продолжает пополняться новыми объектами.
- Для развития туризма важна хорошая инфраструктура, в том числе дороги. Не секрет, что долгое время они были большой проблемой Поморья. Удалось ли преломить ситуацию в уходящем году?
- Говорить о коренном переломе, конечно, преждевременно, но мы сделали серьезный, прорывной шаг в этом направлении. В 2016 году на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт основных автодорог Поморья из регионального дорожного фонда было направлено больше 6 млрд рублей. За счет этих средств построено 15 км автодорог, отремонтировано 70 км, приведено в порядок 18 существующих мостов и построено три новых.
Объектом особого внимания стала трасса "Брин-Наволок – Плесецк – Каргополь ". После завершения реконструкции на всём её протяжении не останется ни одного грунтового участка, а путь до Санкт-Петербурга сократится на 350 км. В этом году на магистрали сдан участок на перегоне "Сухое – Самодед ", начаты работы на участке "Войбора – 124-й километр ".
В 2017 году мы должны завершить реконструкцию трассы "Брин-Наволок – Плесецк – Каргополь " и с 1 января 2018 года передать её в федеральную собственность. Сейчас правительства Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей совместно завершают подготовку необходимой документации.
Не менее важные работы коснулись юга региона. В Котласском районе привели в нормативное состояние автотрассы "Усть-Вага – Ядриха " и "Котлас – Коряжма – Ильинско-Подомское – Вилегодск – Широкий Прилук ". Последняя связала Архангельскую область и Республику Коми.
Что касается муниципальной сети, то на ремонт автодорог в девяти районах области в этом году мы потратили 333,4 млн рублей. Ещё 100 млн рублей вложили в финансирование неотложных мероприятий на дорогах Архангельска. На эти средства, в частности, уже отремонтированы проспект Ломоносова и улица Розы Люксембург.
В 2017 году в столице Поморья начнётся реконструкция проезда Сибиряковцев и проектирование транспортных развязок на съезде с Северодвинского моста. Будет продолжена работа по обновлению мостового хозяйства на региональных трассах. Серьезно преобразилась и федеральная трасса М-8 Москва-Архангельск. Почти 13-километровый участок на подъезде к Архангельску теперь доведен до уровня первой технической категории. Он стал самой современной трассой в регионе. В целом же сегодня магистраль М-8 – одна из лучших в России. Она соответствует нормативным требованиям на 70% своей протяженности.
- Архангельская область участвует в нескольких крупных проектах, в том числе в проекте "Белкомур ", которым интересовались китайские инвесторы. Есть ли движение по этому вопросу?
- Подготовка к реализации проекта "Белкомур " – в хорошем тонусе. Как вы знаете, речь идёт не просто о строительстве железнодорожной магистрали, пусть и крайне значимой, а о серьезном комплексном проекте промышленного и инфраструктурного развития Урала и Севера России. Проект вошел в важнейшие документы стратегического планирования – Транспортную стратегию РФ до 2030 года, Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, перечень приоритетных проектов, направленных на развитие Арктической зоны. И сегодня ни у кого нет сомнений в стратегической значимости проекта "Белкомур ", с точки зрения решения задач социально-экономического развития нашей страны.
Финансовая модель, технико-экономическое обоснование и бизнес-план проекта сегодня находятся в высокой степени проработки. Это позволяет в ближайшее время подготовить проект концессионного соглашения с Российской Федерацией. Китайская компания-инвестор готова к концессии и полномасштабному финансированию проекта. Если же говорить о российской стороне, то в октябре 2016 года на заседании проектного комитета был утвержден план подготовки концессионного соглашения по проекту, который включает в себя пункты о подготовке доклада президенту РФ и правительству РФ о ходе работы по проекту "Белкомур ", которые необходимо представить не позднее 31 декабря текущего года.
Более того, тогда же в октябре проект получил выход в новое измерение: была подписана новая редакция соглашения о реализации проекта "Белкомур ", к которому теперь привлечен новый участник – акционерное общество "Арктический транспортно-промышленный узел "Архангельск ", оператор проекта строительства нового глубоководного района Архангельской морского порта. Таким образом, речь идет о синхронизации двух масштабных проектов, одновременная реализация которых даст мощный синергетический эффект.
- На какой стадии находится проект строительства глубоководного района Архангельского морского порта? Какие инвесторы намерены в нем участвовать?
- В возведение нового глубоководного района Архангельского морского порта готова инвестировать китайская корпорация Poly International Holding Ltd. Соответствующее соглашение подписано с акционерным обществом "Арктический транспортно-промышленный узел "Архангельск ", специально созданным для управления новым районом порта. Как только будет согласована декларация о намерениях инвестирования, начнутся работы по первому этапу.
По оценкам экспертов, объем инвестиций в строительство глубоководного порта может составить порядка 40 млрд рублей. Предполагается, что новый порт займёт не менее 160 га и будет включать несколько самостоятельных погрузочных комплексов: навалочный, нефтеналивной, контейнерный и комплекс для генеральных грузов.
Мы ожидаем, что ежегодный грузооборот порта к 2030 году достигнет 30,3 млн тонн. При этом экспортные перевозки в КНР, Южную Корею, Японию, Индию и страны Европы составят 24,7 млн тонн, то есть 81% от всего грузооборота. В структуре грузов будут преобладать калийные и азотные удобрения (37%), а также нефтепродукты и газоконденсат (24%).
Мы абсолютно убеждены, что глубоководный район Архангельского морского порта должен быть реализован в связке с проектом "Белкомур ". Согласованное развитие этих проектов позволит, как минимум, обеспечить грузовой базой и порт, и железную дорогу.