Текущий год Мурманск завершает с позитивным результатом. Впервые ремонтная дорожная кампания набрала темпы, позволяющие перейти к выполнению программы следующего года, а в сфере обеспечения безопасности дорожного движения успешно апробированы новые технологии. О дорожном ремонте, цифровизации, создании комфортной городской среды и роли общественности в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель главы администрации Мурманска - председатель комитета по развитию городского хозяйства (КРГХ) Эдуард Кольцов.
- Эдуард Сергеевич, в этом году Мурманск досрочно перешел к ремонту дорог, обновление которых было запланировано на 2022 год. Что изменилось в ремонтной кампании и удастся ли сохранить опережающие темпы в будущем?
- Действительно, это наше достижение и мы надеемся, что набранные темпы сохранятся. Этому способствовали усилия как на уровне Мурманска, так и со стороны правительства Мурманской области. В первую очередь, это раннее размещение контрактов, в итоге подрядчики заранее подготовились к короткому северному строительному сезону, вовремя начали и сразу набрали темп работ. Кроме того, по результатам предыдущих дорожных кампаний мы значительно усилили требования и параметры контрактов - это жесткие графики, этапы работ, серьезные штрафные санкции.
С начала строительной кампании заместитель губернатора Юрий Сердечкин еженедельно проводил штабы по организации и ремонту дорог в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" (БКД) и других проектов. Система постоянного контроля, взаимодействия с ресурсниками, сетевыми организациями дала возможность значительно продвинуться вперед.
Надо отметить, что сложность проведения ремонта дорог в городе - в значительных обременениях, которые проявляются в процессе. Я говорю о неучтенных сетях, наследии 1990-х годов, существование которых обнаруживается только после вскрытия асфальта. Это не вина подрядчика и не вина заказчика - нашего Управления дорожного хозяйства. Это можно нивелировать только плотным взаимодействием - в моем телефоне контакты всех главных инженеров ресурсоснабжающих компаний, и в случае необходимости мы в любое время суток собираемся, чтобы решить оперативные вопросы.
В этом году Мурманск получил серьезное финансирование - порядка 700 млн рублей по трем направлениям: БКД, субсидия на исполнение функций административного центра, а также дополнительное финансирование за счет дорожного фонда Мурманской области. Суммарно было отремонтировано 56 участков автодорог общей протяженностью 24 км.
В 2022 году мы получим порядка 560 млн рублей на продолжение реализации БКД. За счет исполнения функций областного центра на ремонт дорог планируем 150 млн рублей. Также мы надеемся на дополнительное финансирование из областного бюджета, если правительство Мурманской области продолжит практику выделения средств из дорожного фонда. Это позволит нам перейти к ремонту объектов, которые были в плане на 2023 год.
- Нацпроект "Жилье и городская среда" предполагает создание комфортной городской среды. Что удалось сделать с момента запуска в 2019 году, что в планах на 2022 год?
- Нам повезло с губернатором. Как известно, вопросами создания комфортной городской среды в рамках нацпроекта занимался Андрей Чибис. Поэтому наработки, сформированные на федеральном уровне, активно реализуются в Мурманской области. Можно сказать, что Мурманск в числе передовиков. Это заслуга, в том числе, нашего министерства градостроительства.
Есть проекты, которые реализуются как за счет бюджетного финансирования, так и других источников, в том числе за счет энтузиазма волонтеров и общественных организаций. Пример тому - Арктический пляж, общественное пространство на прибрежной территории, которые создается без бюджетного финансирования, только стараниями волонтеров. В Мурманске за счет субсидий на формирование комфортной городской среды мы ведем работу по двум большим направлениям - общественные пространства и капитальный ремонт дворовых территорий. Что касается общественных пространств, в 2021 году была обновлена площадь у памятника Ленину и создан парк "Кольский".
Также мы ведем большую работу по капитальному ремонту дворов. Сложность этой работы в том, что муниципалитет не является хозяином территории, но именно нам необходимо максимально соблюсти интересы всех жителей. В каждом дворе есть как минимум две дискутирующие группы - это автолюбители и жители, которые используют двор как зону отдыха. Поэтому КРГХ ведет работу с местными жителями минимум в три этапа. Для начала собираем все инициативные группы, чтобы выслушать пожелания. Затем все предложения анализируются и создается дизайн-макет. Предварительно рассматриваем дизайн-макет с ресурсоснабжающими, сетевыми организациями. После этого выходим к жителям со вторым предложением, здесь начинаются прения - о парковке, месте для детской площадки и так далее. На третьем этапе мы говорим об утверждении окончательного проекта ремонта конкретного двора.
- На ваш взгляд, жители Мурманска стали чаще проявлять интерес к созданию комфортной городской среды? Если да, то чем это обусловлено?
- Жители Мурманска и области много ездят как по России, так и по миру, поэтому с мурманчанами не проходят типовые решения. Жители Мурманска предлагают перенимать лучшие практики из той же Финляндии, стран Скандинавии. На общественных обсуждениях возникает все больше эксклюзивных предложений по созданию малых архитектурных форм, элементов благоустройства, которые отражают аутентичность Мурманска как города в Арктике, на берегу Баренцева моря, города моряков со своими традициями. Парк "Кольский" как раз отражает пожелания жителей Мурманска подчеркнуть оригинальность нашего города.
Сейчас общественные пространства приобретают все большую значимость. Люди уже не замыкаются в пределах своих квартир, а торговые центры теряют свою привлекательность в качестве досуга. Общая тенденция заключается в здоровом образе жизни, проведении времени на улице, создании комфортной среды вокруг. Здесь Мурманск не исключение. Но он является исключением в том, что в суровых северных условиях со стороны жителей больше требований к обустройству города. Да, для нас это является вызовом, это непросто, но интересно, ведь мы должны конкурировать с городами, находясь в менее комфортных климатических условиях. Для себя ставим планку на уровне лучших российских практик, и надеюсь, что у нас получается.
Суть в том, что в кабинете за планом не видишь людей. Да, мы в диалоге с проектировщиками, профессионалами своего дела, знатоками ГОСТов и СНиПов, но они ограничены строительными нормами. Поэтому мы со своей стороны стараемся, исходя из пожеланий горожан, улучшать свои задумки, чтобы нормы работали на проект, а не наоборот.
- Сейчас ежедневно на повестке дня уборка снега. Как Мурманск справляется с этой задачей?
- Каждое оперативное совещание губернатор Мурманской области начинает с вопросов уборки городских территорий. За последние два года произошел значительный прорыв в системе организации уборочного процесса. Здесь я хотел бы отметить передовую практику и позицию замгубернатора - министра цифрового развития Мурманской области Александры Никипеловой. Она привнесла в регион систему мониторинга уборки территорий (СМУТ). Цифровизация этого процесса позволяет нам концентрироваться и выстраивать свою работу, оперативно корректировать планы с учетом обращений жителей и организаций. Да, снега много, но мы в первую очередь реагируем на те ситуации, которые основаны на массовых обращениях или угрожают безопасности дорожного движения. В итоге мы оперативно бросаем силы и средства на эти направления, оставив в прошлом долгие телефонные переговоры по цепочке подчиненных.
В настоящее время для зимней уборки улично-дорожной сети ежесуточно используется более 170 единиц дорожно-уборочной техники, кроме того, за период 2019-2021 годов обновлено более 60 единиц техники, применяемой в зимний период. Ручную уборку элементов дорог и объектов благоустройства (тротуаров, остановок, лестниц) ежедневно осуществляют около 160 уборщиков.
Для расчистки тротуаров мы используем так называемые "щетки" на базе трактора "Беларусь", но не везде возможно их применение. Значительно увеличить производительность ручного труда помогло приобретение средств малой механизации. Теперь уборщики территорий используют ручные шнекороторные очистители, а не размахивают лопатой.
С начала зимнего периода с улично-дорожной сети вывезено 140 тыс. кубометров снега, за аналогичный период прошлого года - 15 тыс. кубометров. Система СМУТ и система планирования основана на постоянном корректировании планов, исходя из прогноза погоды. То есть если мы ожидаем снегопады, то это, конечно, учитывается при планировании работы.
- В 2021 году в Мурманске появился первый проекционный пешеходный переход. Как он себя зарекомендовал с учетом полярной ночи?
- В части безопасности дорожного движения есть несколько новелл, с которыми мы стартовали в этом году, апробировали и решили использовать в дальнейшем. Во-первых, это технология проекционных пешеходных переходов. В тесном сотрудничестве с Минтрансом Мурманской области и Госавтоинспекцией принято выверенное решение о применении такой современной технологии, как проекция в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Инициатива была поддержана Андреем Чибисом и в настоящее время активно реализуется. Более того, в условиях северного города и полярной ночи это будет еще эффективнее, чем в других регионах. Эксперимент оказался удачным, и мы продолжим применение этой технологии. В планах на 2022 год обустройство 12 проекционных пешеходных переходов.
Вторая апробированная в этом году новелла - обустройство Г-образных опор на пешеходных переходах с дублирующими дорожными знаками над проезжей частью. Они создают дополнительный сигнал водителю о наличии пешеходного перехода, что в конечном результате влияет на безопасность самых уязвимых участников дорожного движения - пешеходов.
Еще одно новшество 2021 года - применение технологии нанесения дорожной разметки пешеходных переходов наливным холодным пластиком. Эта технология апробирована на проспекте Ленина в центре города. Раньше мы использовали краску, которая довольно быстро изнашивается. Новый материал более устойчив к изнашиванию. Кроме того, в планах на 2022 год еще одно нововведение для Мурманска - это устройство на Г-образных опорах повторителей сигналов светофоров. Дополнительная подсветка срабатывает синхронно с основным сигналом на транспортном светофоре. Повторитель выделяет опору и саму мачту, что позволяет видеть издалека, в каком режиме сейчас работает светофор. Данная технология актуальна для условий полярной ночи и широких участков дорог. Дублирование позволит существенно повысить заметность сигналов светофора, и, как следствие, способствовать снижению аварийности на территории Мурманска.