Вице-губернатор Петербурга И.Албин: "Восточный скоростной радиус интересует многих инвесторов, включая концессионеров ЗСД"

Вице-губернатор Петербурга И.Албин: "Восточный скоростной радиус интересует многих инвесторов, включая концессионеров ЗСД"

В декабре 2016 года в Петербурге завершилась реализация масштабного инвестиционного проекта высокоскоростной магистрали "Западный скоростной диаметр", на финишную прямую вышло строительство стадиона на Крестовском острове. Об итогах уже реализованных проектов, а также о новых амбициозных планах города, касающихся запуска аэроэкспресса до аэропорта "Пулково", реставрации Конюшенного ведомства, развития маршрутной сети "Пулково", планах по реализации проекта Восточного скоростного радиуса и "открытого" метро рассказал в интервью "Интерфаксу" вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин.

- Игорь Николаевич, актуален ли проект аэроэкспресса до аэропорта "Пулково" в настоящее время? Какие сроки реализации, стоимость? Какой маршрут всё-таки выберет город — до Витебского или Балтийского вокзала?

- В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года в Санкт-Петербурге на базе аэропорта "Пулково" реализуется стратегический инвестиционный проект создания международного авиационного узла на основе государственно-частного партнёрства.

По прогнозам, пассажирооборот "Пулково" к 2020 году составит 17,8 млн человек, к 2030-му – 32,7 млн пассажиров. С учётом такого роста и в связи с ограниченной пропускной способностью улично-дорожной сети встал вопрос об альтернативном внеуличном транспортном сообщении с аэропортом, и город начал прорабатывать вариант аэроэкспресса.

Совместно с ПАО "Ленгипротранс" проведена работа по определению трассировки железнодорожного маршрута из "Пулково" с вариантами прибытия на Балтийский и Витебский вокзалы. Специалисты называют предпочтительным прибытие на Витебский вокзал, у которого более развитые транспортные связи с историческим центром города и благополучнее ситуация с парковочным пространством.

Стоимость реализации обоих вариантов, по предварительным оценкам, 23,3 млрд рублей в текущих ценах, с учётом подвижного состава и строительства пассажирской станции в аэропорту. Реализация проекта предполагается на основе ГЧП. По нашим планам, финансирование проекта будет из четырех источников: бюджетный кредит, инвестиционная программа РЖД, городской бюджет и деньги концессионера.

В настоящее время силами ПАО "Ленгипротранс" завершена разработка основных проектных решений по строительству новой трассы: определены принципиальные технические и технологические решения по всем видам работ, стоимость строительства, границы необходимых земельных участков, получено мнение владельцев пересекаемых инженерных сетей и определены ориентировочные инженерные нагрузки от зданий и сооружений новой линии.

Разработан график движения поездов на существующем участке Витебского направления ОЖД с сохранением сегодняшних размеров пригородного сообщения.

Примыкание новой линии от аэропорта предусмотрено в районе железнодорожной станции "Шушары", интервал тактового движения электропоездов – 20 и 30 минут. Время пути от Витебского вокзала до аэропорта "Пулково" – 25 минут.

В соответствии с "дорожной картой" в 2017 году комитет по инвестициям Санкт-Петербурга разработает концепцию проекта аэроэкспресса, будут внесены изменения в Генплан города и правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга в части отображения проекта аэроэкспресса и разработан проекта планировки линейного объекта.

Строительно-монтажные работы должны начаться не позднее III квартала 2018 года.

- А какие меры может предложить город, чтобы всё-таки остановить падение пассажиропотока аэропорта "Пулково"? Что предпримет для дальнейшего развития аэропорта?

- Аэропорт "Пулково" в 2016 году обслужил 13,2 млн человек, что на 2% меньше показателя 2015 года. Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях остается стабильным и показывает небольшой рост – до 8,2 млн человек, пассажиропоток на международных линиях существенно снизился, до 5 млн человек. Динамика начала 2017 года обнадеживает: в первые месяцы обслужено процентов на 30 больше пассажиров, чем в январе-феврале 2016 года.

Для дальнейшего развития авиаузла необходим комплекс мер, включая тарифную политику и расширение географии перевозок. В 2016 году открыто 13 новых направлений авиаперевозок. Сейчас из "Пулково" выполняются рейсы 62 авиакомпаний по 139 направлениям. Открытие авиасообщения с Турцией в III квартале 2016 года создало предпосылки для некоторого восстановления высоких показателей международного пассажиропотока.

АО "Аэропорт "Пулково" совместно с управляющей компанией "Воздушные ворота северной столицы" при непосредственном участии правительства города разработана и с 31 октября 2016 года введена в действие программа поддержки новых направлений. Она определяет условия и порядок предоставления бонусов авиакомпаниям, выполняющим регулярные рейсы по новым или восстановленным направлениям. Кроме того, правительство Петербурга постоянно взаимодействует с Минтрансом России и Росавиацией по поддержке развития Санкт-Петербургского авиационного узла.

В 2017 году существенно расширены возможности развития международных рейсов из "Пулково". На основании приказа Минтранса РФ выданы допуски российским перевозчикам на выполнение регулярных международных перевозок по 18 направлениям из Санкт-Петербурга в Европу (Инсбрук, Зальцбург, Дрезден, Берлин, Дюссельдорф, Ираклион, Пардубице, Цюрих, Гетеборг), страны СНГ (Гянджа, Баку, Батуми, Шимкент, Курган-Тюбе, Нукус, Навои), Азию (Наньчан, Хайкоу). Выданы допуски авиакомпаниям на чартеры из Петербурга в Бургас, Варну, Пунта-Кану, Барселону, Пальму-де-Майорка.

Мы открыты к диалогу с перевозчиками. Сейчас идут активные переговоры с лоукостером Wizz Air по поводу организации авиасообщения между Петербургом и европейскими столицами. Соглашение с Wizz Air может быть подписано в рамках ПМЭФ-2017. Новые направления также могут появиться при участии АК "Россия" и "Аэрофлота". Нам интересен Азиатско-Тихоокеанский регион и дальнейшее развитие авиасообщения с Европой.

- Совсем недавно появилась информация о том, что правительство Петербурга рассматривает вопрос реализации проекта "открытого метро". Понятны ли сроки, стоимость? Как это будет на практике?

- "Открытое метро" – принципиально новый для нашего города вид транспорта, который может стать менее затратной альтернативой кольцевой линии метрополитена и по аналогии с Московским центральным кольцом способен стать стратегическим проектом развития федерального масштаба.

Линия открытого метро создаст новые скоростные хордовые связи между районами города с малыми интервалами и высокой скоростью движения. Интегрируя этот проект в систему петербургского метрополитена и линии пригородных электропоездов, мы сформируем транспортно-пересадочные узлы, которые станут основой для комплексного развития города.

Первоочередная задача для развития проекта – подготовка технико-экономического обоснования и согласование с органами исполнительной власти. В комитете по транспорту образована рабочая группа по рассмотрению технических, экономических, юридических, имущественных и иных вопросов проекта "Открытое метро Санкт-Петербурга". Первое ее заседание прошло 3 февраля.

Совместно с Октябрьской железной дорогой мы начали проработку трассировки маршрута, в том числе с учетом необходимости строительства дополнительных главных путей в полосе отвода железной дороги, определения дополнительных земельных участков, возможной корректировки расписания движения поездов.

Общая площадь зоны влияния "открытого метро" оценивается в 150 кв. км или порядка 10% территории Петербурга. Предполагаемый пассажиропоток – около 170 тыс. человек в сутки; протяжённость линии – 53 км; количество пар поездов в сутки – 60 единиц, а в перспективе до 220, интервалы движения в часы пик – 5-7 минут, в остальное время 10-15 минут, пересадка на общественный транспорт – 24 остановочных пункта, оплата проезда с помощью билета "Подорожник", "90 минут", банковской карты (PayPass/PayWave), технологии NFC (при помощи мобильного телефона).

Но пока это только идея, которая может привести к реализации масштабного проекта.

- Какие планы у правительства Петербурга по использованию блок-пакета акций ПАО Ленэнерго? Какие решения будут продвигаться?

- В настоящее время Санкт-Петербург владеет 28,8% акций "Ленэнерго". Город участвует в реализации технической, экономической и кадровой политики компании. В составе совета директоров 6 человек из 13 – представители города, которые принимают решения, необходимые для надежного энергоснабжения потребителей и возможности новых технологических присоединений. Компанию покинули скандалы, финансовая ситуация оздоровилась, тарифная политика стала прозрачной и взвешенной, это самое главное.

Напомню, что нам удалось совместно с ПАО "Россети" привлечь средства ОФЗ на ликвидацию проблемы технического присоединения. Мы спокойно пережили компенсацию выпадающих доходов за счет увеличения тарифа, самое главное – это не привело к увеличению тарифа на техприсоединение. Мы сейчас эталонный регион по техприсоединению, это признают все. Дальнейшая задача – это локализация производства, повышение эффективности капиталовложений, актуализация схемы электроснабжения.

В ближайшее время будут продвигаться решения, направленные на снижение количества территориальных сетевых организаций на 50% к 2017 году, относительно уровня 2012 года, и на 50% к 2030 году, относительно уровня 2017 года. В 2012 году таких организаций в Петербурге было 20, то есть до конца текущего года их должно остаться десять.

- Какие перспективы у дольщиков ГК "Город" и СУ-155? Когда можно ждать окончания строительства проблемных объектов?

- По поручению губернатора Георгия Сергеевича Полтавченко правительство Петербурга предпринимает все возможные меры, чтобы проблема всех дольщиков на территории нашего города была решена до конца 2017 года, максимум – в первом квартале 2018-го. Для этого мы просчитываем финансово-экономическую модель достройки проблемных объектов, привлекаем банки и инвесторов, подбираем надежных подрядчиков, решаем вопросы техприсоединения новостроек к инженерным коммуникациям и улично-дорожной сети. На постоянном контроле администрации города находятся все процессы – от кредитных траншей до строительных работ.

В отношении объектов ГК "Город" санатором выступает банк "Санкт-Петербург", для объектов СУ-155 – банк "Российский капитал", но мы ведем переговоры, чтобы "Российский капитал" поучаствовал и в судьбе новостроек ГК "Город".

В декабре 2016 года введены в эксплуатацию корпуса 6.1 и 6.2 ЖК "Каменка" (СУ-155), это 864 квартиры общей жилой площадью 35094,5 кв. м. В марте 2017 года планируется ввод 7-го корпуса "Каменки", это 735 квартир общей площадью 40561,62 кв. м. Ведется активная работа по завершению строительно-монтажных работ на корпусах 6А и 7А ЖК "Ленинский парк" (ГК "Город"), осенью 2017 года должны быть сданы корпуса 6В, 7Б, 7В.

По всем долгостроям, где имеются договоры долевого участия граждан, утверждены графики производства работ, которые поставлены на контроль.

- Когда планируется подготовить проект реконструкции Конюшенного ведомства? Будет ли его рассматривать Совет по сохранению культурного наследия?

- Конюшенное ведомство является объектом культурного наследия федерального значения, и сегодня, к сожалению, находится в неудовлетворительном состоянии. Требуются значительные средства и немалые усилия, чтобы вдохнуть в это городское пространство новую жизнь.

Проект концепции реставрации и приспособления Конюшенного ведомства разработан Государственным музеем истории Санкт-Петербурга совместно с комитетом по культуре города. Заявлено сохранение неизменным общего вида этого памятника архитектуры и его приспособление для функционирования в качестве современного городского музейного центра, который привлекает большое количество посетителей и приносит доход в бюджет города. Концепция музея включает размещение экспозиционных залов, реставрационно-художественных мастерских, информационно-туристического центра, многофункциональной театрально-концертной площадки, конференц-центра и общественного культурного пространства. В комплексе Конюшенного двора планируют создать общегородской культурно-досуговый центр и открытый амфитеатр. Предусмотрены зоны отдыха и общественного питания.

Конюшенное ведомство – знаковый для нашего города объект, поэтому концепция после её доработки обязательно будет вынесена на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия. Но на первом этапе реализации проекта, все это понимают, требуется провести ремонтно-восстановительные работы. КГИОП в прошлом году выдал задание новому пользователю – музею истории Петербурга на проведение комплекса первоочередных противоаварийных работ, консервацию объекта. Требуются работы на фундаменте, несущих конструкциях, кровле, наружных и внутренних инженерных сетях, реставрация и воссоздание декоративных элементов памятника.

- Как обстоит дело с проектом Восточного скоростного диаметра. Какие компании проявляют интерес к проекту? Когда возможен конкурс?

- После удачного опыта реализации проекта Западного скоростного диаметра правительство Петербурга приняло решение о целесообразности строительства объекта, который создаст каркас непрерывных дорог города – новой скоростной широтной магистрали с мостом через Неву в створе Фаянсовой и Зольной улиц. Трасса магистрали начнётся от ЗСД в районе Благодатной улицы и подключится к КАД в районе деревни Кудрово. В дальнейшем будет предусмотрена возможность продолжения Широтной магистрали по территории Ленинградской области до Мурманского шоссе, что позволит решить ряд городских и областных транспортных задач.

Трассировка разработана в рамках градостроительного обоснования, которое велось по заказу АО "Западный скоростной диаметр". Определены градостроительные, инженерно-технические условия, а также ограничения строительства магистрали, проработаны принципиальные планировочные и конструктивные решения объекта. Кроме того, градостроительное обоснование послужит исходными данными для проекта планировки территории и проекта межевания линейного объекта.

В ближайшее время будет объявлен конкурс на разработку проекта планировки территории линейного объекта по этапу №1 (участок от примыкания к Западному скоростному диаметру до пересечения с Витебским пр., включая транспортный узел на Витебском пр.) и этапу №2 (участок от транспортного узла на пересечении с Витебским пр. до пересечения с Союзным пр.) новой широтной магистрали. Конкурс на этап №3 от Союзного пр. до КАД будет объявлен до конца 2017 года.

Финансово-экономическую модель реализации магистрали планируется определить до конца года.

В реализации проекта заинтересованы многие инвесторы, включая концессионеров ЗСД.

- Как обстоят дела с адаптацией стадиона к требованиям ФИФА? Возможны ли новые контракты с "Метростроем" по стадиону? Удалось ли убрать вибрацию поля? Когда завершатся все работы на стадионе?

- В настоящее время на стадионе реализуются проектные решения, касающиеся адаптации объекта к требованиям FIFA, все мероприятия проводятся в соответствии с утвержденными графиками и во взаимодействии с АНО "Организационный комитет "Россия-2018" и АНО "Арена-2018". Решаются вопросы по созданию временной инфраструктуры Кубка конфедераций FIFA 2017 и Чемпионата мира FIFA 2018, созданию периметра безопасности, включая КПП и терминал досмотра грузового транспорта.

Новые контракты с ОАО "Метрострой", которые касались бы стадиона, не планируются.

По вопросу вибрации выкатного поля мы стали первооткрывателями, в том смысле, что в условиях отсутствия стандартов вибрации таких конструкций у FIFA и отсутствия их в российских нормативах нашему комитету по строительству пришлось самостоятельно разработать критерии допустимого уровня вибрации на выкатном футбольном поле с точки зрения комфорта. Принят минимальный порог полной вибрации по ГОСТ 31191.1, ниже которого дискомфорт не ощущается.

Был утвержден проект производства работ. На данный момент полностью выполнена приварка листов к второстепенным балкам, балки усилены, связь дополнительных балок с листом производится через виброгасящие опоры из силомера, их 4300 штук, по нижней поверхности швеллера осуществляется крепление полосы шириной 100 мм и длиной 750 мм из материала "Силомер" для гашения возникающих вибраций. Работы выполняются круглосуточно, в две смены: в дневную – 62 человека, в ночную – 36.

Регулярно проводятся измерения параметров вибрации. По окончании всех запланированных работ в марте мы выйдем на снижение вибраций по контрольным замерам до уровня, не превышающего допустимый порог.

- Как обстоят дела с возвратом авансов, выданных "Трансстрою"? Или деньги вернет ВТБ?

- 16 февраля 2017 года состоялось первое заседание по рассмотрению иска комитета по строительству к ООО "Инжтрансстрой-СПб" о возврате неотработанного аванса. Комитет требует взыскать с ответчика 2,742 млрд рублей аванса и 96,162 млн рублей процентов за пользование бюджетными денежными средствами. Ответчик, понимая финальные перспективы процесса, предпринимает надуманные меры по его затягиванию. Слушание дела продолжится 16 марта 2017 года.

В отношении еще одного бывшего генподрядчика стадиона – АО "Инжтрансстрой" – идет дело о банкротстве, эта компания уже давно находится в процедуре наблюдения. Денежные требования к ней могут быть рассмотрены судом только после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения.

Поскольку обязательства по возврату авансов были обеспечены гарантиями банка ВТБ, к нему в установленный срок городом предъявлены требования, аналогичные имеющимся денежным требованиям к подрядчикам. Будем добиваться возврата средств в бюджет Петербурга. Взаимоотношения с ВТБ будут строиться в соответствии с действующим законодательством РФ.

- Какой будет итоговая смета строительства стадиона, если считать вместе с входной группой? Возвращены ли средства на социальные стройки, которые перебрасывали на стадион в период мобилизации строительства?

- Итоговая смета стадиона составляет 43 млрд рублей. Все средства, которые осенью 2016 года были перераспределены с социальных объектов на строительство "Зенит-Арены", восстановлены на эти адреса в полном объеме в бюджете 2017 года. Сроки ввода социально значимых строек от технической процедуры временной переброски средств никак не изменились, никто их не отодвигал, все объекты будут введены согласно срокам, установленным Адресной инвестиционной программой Санкт-Петербурга и государственными контрактами.