Северо-Запад / Эксклюзив 23 ноября 2009 г. 18:03

Вице-губернатор Ленинградской области Г.Двас: Ленобласть сохраняет высокое место в рейтинге инвестпривлекательности регионов РФ

Вице-губернатор Ленинградской области Г.Двас: Ленобласть сохраняет высокое место в рейтинге инвестпривлекательности регионов РФ

Почти год российские регионы живут в условиях глобального экономического кризиса. Как отреагировала экономика Ленинградской области на изменившиеся реалии, что ждет промышленность региона в следующем году в интервью "Интерфаксу" рассказал вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас

- Григорий Викторович, как в кризисный период изменился инвестиционный климат Ленинградской области? Сократился ли объем инвестиций? Какие отрасли оказалось наиболее уязвимыми?

- Безусловно, мировой экономический кризис не мог не сказаться на развитии экономики Ленинградской области, и мы определенным образом ухудшили показатели состояния экономики. И хотя несколько рано говорить об итогах 2009 года в целом, но по нашим оценкам, снижение объемов промышленного производства к уровню 2008 года составит примерно 5-6%.

Эта ситуация понятная и прогнозируемая, у нас есть некоторые отрасли, которые отработали год практически без снижения и даже с некоторым улучшением показателей. Но есть отрасли, которые снизили параметры развития, одной из них является производство строительных материалов, в связи с тем, что существенно уменьшились объемы строительных работ в ходе реализации инвестпроектов в области.

Снижение объемов в Ленинградской области мы должны сопоставлять с теми, которые характеризуют состояние экономики инвестиционных процессов в России в целом, и надо сказать, что не так и плоха ситуация в промышленном секторе Ленинградской области. И хотя строительная отрасль в этом году попала в число одних из самых пострадавших и депрессивных, тем не менее, говорить о полном крахе было бы неправильно. Благодаря заделу, который был создан в предыдущие годы, объем жилищного строительства в Ленинградской области по итогам текущего года снизится незначительно.

Что касается инвестиций в реальный сектор экономики, то мы ожидаем их примерно на уровне прошлого года. Но подчеркиваю, прогнозировать сложно, так как на общей сумме инвестиций сильно сказывается оперативность инвестиционных компаний при предоставлении данных. Допустим, если инвестиции сделаны в 2009 году, а отчитается компания за них в 2010 году, то весь объем инвестиций войдет в статистику следующего года.

Сейчас мы с большей или меньшей уверенностью можем говорить о сохранении тенденций в инвестиционном пространстве Ленинградской области, чем о каких-то конкретных параметрах. Ленобласть сохраняет свое высокое место в рейтинге инвестиционной привлекательности среди регионов России. Это связано с тем, что наряду с завершением ранее начатых проектов, мы достаточно активно в 2009 году начинали новые инвестиционные проекты.

Сейчас мы также находимся в переговорных процессах по нескольким инвестиционным проектам, поэтому у нас сохраняется определенный оптимизм и на 2010 год. По крайней мере, согласно тому анализу, который мы выполнили по уже реализующимся проектам и по тем, которые должны начаться в 2010 году, мы пришли к выводу, что объем инвестиций в 2010 году должен оказаться не ниже инвестиций в текущем году. Мы не видим причин для снижения этого показателя.

- Много ли инвесторов отказались от реализации проектов со времени кризиса?

- Ни один из инвесторов, который уже начал реализовывать свой проект, даже в самой начальной стадии, не вышел и не заявил об изменении своих планов, новые инвесторы хоть и с меньшей интенсивностью, но достаточно активно приходят в Ленинградскую область, поэтому я не могу сказать, что мы не заметили влияния мирового кризиса.

- Как удалось поддержать интерес инвесторов?

- У инвесторов цели и задачи не меняются ни в условиях кризиса, ни в период бурного роста – это получение прибыли и увеличение объемов производства. И одной из составляющих этой политики является увеличение присутствия на рынке, захват новых рынков, как в территориальном смысле, так и в том, что компании выводят на рынок новые, более современные продукты, и им необходимо вкладывать средства. И инвесторы принимают решения о реализации того или иного проекта исходя из конъюнктуры сектора, в котором они работают. Есть тенденции развития отраслей, и они не зависят от краткосрочных изменений в финансовой конъюнктуре. Есть тренд развития отрасли, будь это пищевая промышленность или автомобилестроение, на его фоне могут происходить спады, которые не говорят о нарушении общих тенденций. Компании по-прежнему заинтересованы в развитии и инвестиции не могут сойти на "нет".

Другое дело, что в кризис меняются соотношения отдельных составляющих затрат, в результате чего, какие-то территории могут потерять инвестиционную привлекательность, какие-то приобрести. В условиях, когда стоимость инфраструктуры осталась прежней, стоимость строительства тоже, существенно может меняться стоимость земельного участка, что влияет на конкурентоспособность площадки.

- Как за кризисный год изменилась структура инвестиций? Что стало с крупными долгосрочными проектами, которые реализуются на территории региона, замедлились ли их темпы?

- Не могу назвать ни одного проекта, чьи временные параметры реализации или технические, стоимостные параметры как-то изменились. Есть крупные проекты, которые реализуются темпами, предусмотренными инвестиционными планами. Это и Сланцевский цементный завод и Тихвинский вагоностроительный завод – примеров масса, где все идет заданными темпами. Несколько снизились объемы освоения средств инвестиционной программы по строительству замещающих мощностей Ленинградской АЭС, по Октябрьской железной дороге, но особых беспокойств мы по этому поводу не испытываем, нам эти планы были известны заранее. По-прежнему заданными темпами реализуются наши проекты, связанные с трубопроводным транспортом, строительством БТС-2, все проекты по развитию и строительству новых терминальных мощностей в Усть-Луге. Подчеркиваю, что темпы не снижаются, и мы не видим причин для того, чтобы эти проекты были заморожены или затянуты.

- Какие отрасли интересуют инвесторов сейчас?

- Если говорить о совсем новых проектах, то переговоры ведутся с потенциальными инвесторами в области производства продукции машиностроения, ориентированные на развитие строительного рынка. Продолжает достаточно активно развиваться и сохраняет потенциал для инвесторов пищевая промышленность. Есть интересные обращения в области производства автомплектующих, но не только. Деревопереработка – предложения приходят от компаний заинтересованных в глубокой переработке древесины. Сегодня в Ленинградской области объемы заготавливаемой и перерабатываемой древесины сбалансированы, поэтому речь сегодня идет о том, что прибыль можно получить только при производстве новых продуктов, и предприятия это понимают. Так Выборгский ЦБК наряду со своей традиционной продукцией осваивает выпуск энергопеллет, в настоящее время монтируется оборудование.

- С 1997 году в Ленинградской области действует закон "Об инвестиционной деятельности", согласно которому инвесторам предоставляется ряд льгот. Не устарел ли инструментарий, не планируется ли вносить изменения в это положение?

- Более года назад мы ввели в закон норму, которая позволяет сократить ареал предоставления льгот, то есть не менять режим поддержки инвесторов, но сократить территории, на которых этот режим будет применяться с территории всей Ленинградской области до территорий отдельных промышленных зон. Сегодня мы приходим к пониманию, что такая норма целесообразна, думаю, что в первом полугодии 2010 года мы подготовим соответствующий законопроект и внесем его в Законодательное собрание уже с установлением тех территорий, где будет сохранен режим благоприятствования.

- Уже определен список таких территорий?

 - Этот закон предусматривает устанавливать границы этих территорий без привязки к границам административных округов и муниципальных образований. Нельзя сказать, что мы не будем сохранять этот режим во Всеволожском и Гатчинском районах. Безусловно, в таких районах есть территории, которые объективно не нуждаются в поддержке, но есть территории, которые не могут конкурировать со своими соседями без дополнительных мер поддержки. Поэтому мы должны очень тщательно подойти к вопросу выбора территорий, гармонизировать нашу политику с политикой муниципальных властей. Не имеет смысла сохранять наши меры поддержки на территориях тех муниципальных образований, где решением органов местного самоуправления введены дополнительные поборы с инвесторов, и нет смысла в том, чтобы из областного бюджета предприятию оказывалась помощь, а предприятие вынуждено было передавать ее в бюджет муниципального образования. Если органы МСУ заинтересованы в развитии территорий, если они готовы оказывать содействие инвестору, то мы готовы объединять усилия и способствовать приходу новых инвесторов и реализации инвестиционных проектов.