Эксклюзив 28 июня 2024 г. 14:20

Спикер парламента Петербурга Александр Бельский:

"Город хотел бы получать средства за столичные функции"

Завершилась весенняя сессия петербургского парламента. Его спикер Александр Бельский в интервью "Интерфаксу" рассказал о планах новых федеральных инициатив, возможности вновь заморозить закон о "реновации" хрущевок, необходимости платного въезда в центр и судьбе мандата депутата-иноагента Бориса Вишневского.

"Город хотел бы получать средства за столичные функции"
Фотография предоставлена пресс-службой Законодательного собрания Санкт-Петербурга

- Александр Николаевич, не так давно прозвучал прогноз относительно средней зарплаты в Петербурге, которая к 2030 году должна составить 180 тыс. рублей. По вашему мнению, это осуществимо?

- Еще совсем недавно довольно много людей с долей скепсиса относились и к тому, что у города будет бюджет в триллион рублей. А сегодня он уже превышает эту цифру, причем не первый год. Думаю, так произойдет и со средней зарплатой. Губернатор поставил такую задачу и перед правительством, и перед нами – городским парламентом, потому что мы единая команда Петербурга. Мы вместе работаем для того, чтобы с каждым годом петербуржцы жили все лучше. Достойный уровень оплаты труда – это очень важно. Поэтому и эту задачу, поставленную губернатором, будем стремиться выполнить.

- А какая в Петербурге медианная зарплата?

- По расчетам комитета по труду и занятости за 2023 год – около 74 тыс. рублей. И за последние три года, надо сказать, она тоже существенно выросла.

- Продлит ли Заксобрание в новом сезоне "заморозку" регионального закона о комплексном развитии территорий (КРТ), или реновации хрущевок? Пока она действует до начала 2025 года.

- Посмотрим по ситуации. К нам из Государственной думы на доработку вернулся наш федеральный законопроект о КРТ. На самом деле это хорошо, значит, процесс идет. Вносим изменения с учетом полученных рекомендаций, взаимодействуем с министерством, депутаты Госдумы от Петербурга помогают. Осенью должны внести доработанный вариант. Если получится выйти на принятие поправок в федеральное законодательство, то будем исходить из этих сроков. Если наш законопроект не будет принят до конца года, придется еще раз продлевать "заморозку".

- В городе реализуется множество крупных транспортных проектов, например, ВСМ "Москва – Петербург". Но если магистраль позволит добраться из Новгорода до Петербурга за 30 минут, сейчас, как вы сами замечали, за полчаса не доедешь даже с проспекта Просвещения до центра. Когда это изменится?

- Мы последовательно идем к тому, чтобы движение стало если не свободным - все-таки это мегаполис – то, по крайней мере, комфортным. В новом Генплане четко прописан тренд на развитие общественного транспорта, дорожной инфраструктуры, прежде всего - скоростных трасс. Будем строить новые переходы через Неву, прокладывать трамвайные линии, уже строим Витебскую развязку, Широтную магистраль скоростного движения.

- А как быть с перегрузкой центра?

- Наша задача – снизить трафик через центр Петербурга всеми существующими методами. Платные парковки – это тоже способ его разгрузить, а не пополнить казну, как некоторые думают. После того. как они появились, трафик ускорился в Адмиралтейском районе, по-моему, на 12%, а в Центральном – на 10%.

Далее следует поменять логистику. Я неоднократно говорил, что у нас очень сложный мегаполис, с историческим центром, дорожную сеть которого мы просто не можем изменить. Так что центральные улицы не должны быть транзитными. Хотим мы этого или нет, в моем понимании, рано или поздно мы придем вообще к платному въезду в центр.

Должны появиться и перехватывающие парковки. Это неплохо работает в Москве, я сам пользовался. Когда ездили с детьми, оставляли на ней автомобиль, садились в метро, доезжали до Красной площади, гуляли, возвращались – и все это бесплатно, по тому же билету метро. Очень удобно. Поэтому, думаю, все эти механизмы должны появиться и у нас в городе.

- Почему это до сих пор не случилось?

- Город ищет площадки, но земля в основном частная, выкуплена, а, как правило, у метро она очень дорогая, потому что там торговые центры или еще что-то. Поэтому идут переговоры, в том числе с торговыми центрами, чтобы совместно с ними решить, где могут быть организованы подобные перехватывающие парковки.

- Валентина Матвиенко, находясь в апреле в Петербурге, сказала, что во многих регионах "беда с мусорной реформой", за пять лет не произошло изменения инфраструктуры. Как, по-вашему, обстоят дела с реформой в Петербурге?

- Первый этап мы прошли – понимаем объем мусора, который образуется в городе. У нас практически прекратили появляться несанкционированные свалки, а мы на них тратили огромные деньги. Дальше, конечно, стоит вопрос открытия мусороперерабатывающих предприятий в Ленинградской области.

- Но они не открываются...

- Мы уже очень плотно подошли ко второму этапу, когда существующие планы все-таки будут реализованы. Другого выхода нет - мы не можем просто сваливать куда-то мусор, его обязательно нужно перерабатывать. Тем более петербургский мусор достаточно дорогой и действительно выгоден для переработки. Но люди переживают, когда недалеко от них собираются строить подобные заводы: что это такое, как это будет работать, не повлияет ли на экологию. Поэтому сейчас идет большая работа, в том числе и по разъяснению, что все это не страшно, в большинстве цивилизованных стран эти заводы успешно работают.

- О других масштабных проектах: в конце прошлого года депутаты, принимая новый Генплан, сохранили техническую возможность для постройки 175-метровой колокольни Смольного собора. Что вы думаете об этом проекте?

- Я проект видел и даже наблюдал, как пытались из дронов выстроить эту башню, чтобы оценить визуально. Проект спорный. Есть люди, которые за, есть те, кто против. Петербургские общественные организации высказывают разные мнения. Подобные вещи должны обсуждаться на открытых площадках. Все-таки мы говорим об изменении центра города. Понятно, что проект колокольни существовал – макет можно посмотреть в Смольном соборе, но не был реализован. И осуществить его на том месте, где он был запланирован изначально, сейчас невозможно, нужно немножко смещать. В целом это очень дискуссионный вопрос, его надо обсуждать и решать всем вместе.

- Вам нравится этот проект?

- Сложно сказать. Это как история про ту старушку в Париже, которая при виде Эйфелевой башни умерла. Так и здесь. В первую очередь нужен профессиональный подход - что скажут наши архитекторы. И, конечно, необходимо широкое общественное обсуждение. Такие прецеденты у нас были. "Лахта-центр" хотели строить на Охте - понятно, что у "Газпрома" было большое желание - но прошли слушания, обсуждения, и все-таки общественность добилась переноса башни. И теперь одна из главных доминант нового Петербурга находится в месте, где очень гармонично вписалась в ландшафт. Там формируется такой оригинальный вход в Петербург с моря: "Лахта-центр", замечательный стадион, шикарный мост. Мне кажется, это показатель того, насколько эффективно мы можем работать с общественниками. Вместе с людьми решать, что нужно делать, чтобы город становился краше и чтобы - самое главное – не нарушить те архитектурные ансамбли, которыми мы гордимся, которые находятся под охраной, в том числе ЮНЕСКО.

- Вы согласны с идеей, что Петербург должен получать деньги за свои столичные функции?

- Мы бы хотели, конечно. Для Петербурга это важно. Столичный статус у Петербурга существует априори. Он изначально строился, как имперская столица, главный город страны, над которой никогда не заходит солнце. Империи, конечно, сейчас нет, у нас другое государство. Но если говорить объективно, то все жители нашего города, да и не только нашего, считают его столичным.

- Какие федеральные инициативы Петербург подготовит после каникул?

- Депутаты продолжают работать над защитой граждан от недобросовестных продавцов долей в многокомнатных квартирах под видом "квартир-студий". В ближайшее время начнем рассматривать федеральную инициативу, которая позволит многодетным родителям бесплатно, за счет регионального бюджета пойти на профессиональное обучение и получить дополнительное профобразование. На рассмотрение внесен также проект федерального закона в сфере размещения нестационарных торговых объектов. Например, предлагается установить, что внешний вид, габариты и площадь павильонов утверждаются правилами благоустройства муниципалитета.

- О городских законах: вы анонсировали новые запреты для собаководов. Кто будет составлять эти протоколы?

- Большая часть законопроекта посвящена безопасности. Например, там есть запреты отправлять животное гулять самостоятельно, приходить с ним на детскую площадку, в магазин, если там нет специальных условий, отправлять большую собаку на прогулку с маленьким ребёнком, выгуливать ее в нетрезвом виде, выгуливать более одной потенциально опасной собаки одновременно. Протоколы смогут составлять специалисты городского управления ветеринарии, комитета по вопросам законности, районных администраций и органов местного самоуправления.

Но в первую очередь мы рассчитываем на сознательность граждан. Люди будут знать, куда обращаться, чтобы протоколы о нарушениях составлялись. Не стоит задача бегать за нарушителями, надо, чтобы у других появилась возможность обратиться к органам, которые привлекут нерадивого хозяина к ответственности, чтобы развивалась культура собаководства. Как люди выгуливают собак – это важно. Многие считают, что "моя собака ни на кого не нападет, ведь она такая хорошая", но это же животное, что у него в голове - никто не знает. Для многоквартирных домов тоже должны быть ограничения - чтобы множество собак не селили в одной квартире.

- Стоит ли электросамокатчикам ожидать новых ограничений до конца лета?

- До конца лета нет. К настоящему моменту все ограничения, которые мы проговорили с операторами, уже ввели. Смотрим, как они работают. В начале лета оператор не стал парковать самокаты там, где город определил – несколько тысяч самокатов было эвакуировано. Но все же мы двигаемся потихоньку навстречу друг другу. Все же понимают, что если нам не удастся урегулировать все вопросы с самокатчиками, то в конечном итоге этот вид транспорта может исчезнуть с улиц Петербурга.

- Может ли город сам запретить их не в отдельных локациях, а полностью – не дожидаясь изменений в федеральные законы?

- Нет, не может. Мы можем зарегулировать все таким образом, чтобы запретить проезд, как у нас сейчас есть на некоторых центральных улицах. Но речь только об арендных самокатах, хотя да, их более 70% в городе. Однако есть и частные, которые мы сегодня так ограничить не можем. Наша основная задача – чтобы самокаты ушли с тротуаров. И мы в этом направлении работаем, в центре города на узких тротуарах запрещаем.

- Еще раз о летнем сезоне: вы говорили, что уже есть неплохие результаты по уплате курортного сбора в Петербурге. На сегодня, по вашим данным, сколько удалось собрать?

- На 21 июня было собрано 132 миллионов рублей. По прогнозу, к концу года сумма достигнет 300 миллионов. Заксобрание в весеннюю сессию утвердило штрафы для неплательщиков. Система новая, и мы ее постоянно дорабатываем. Понятно, что есть с ней сложности, но они исправляются. А полученные деньги уже тратятся - на реставрацию триумфальной арки на Московском проспекте, создание фонтана в Линейном парке, на пляжи "Ласковый" и "Дюны". Пляж "Ласковый", кстати, сдать планируют в августе. Но делать нечего – это работа, которая возможна только летом.

- Осенью в Петербурге состоятся выборы губернатора, довыборы в Закс, а также выборы в 110 муниципалитетов. На прошлых муниципальных выборах кандидаты не от "Единой России" показали неплохой результат, "откусив" у нее несколько сотен мест. Как вы думаете, удастся ли им его повторить?

- Мне сложно сказать, это же выборы, все решают люди. Но на сегодня "Единая Россия" доказала, что может работать. Мы видим, как наши питерские волонтеры из "Единой России" помогали на новых территориях, помогали ребятам, которые находятся в зоне специальной военной операции. Не какие-то разговоры, а конкретные дела. И я уверен, что рейтинг партии изменился - с точки зрения восприятия этих людей. Это люди дела.

- Петербургский парламент стал одним из первых в стране, где заседает депутат-иноагент - Борис Вишневский ("Яблоко"). Недавно Мосгордума лишила мандата своего депутата-иноагента. Как вы полагаете, возможно ли подобное в Петербурге?

- По федеральному закону, если сейчас будет кому-то присвоен статус иноагента, он покидает сразу же, в том числе Законодательное собрание. Что же касается Бориса Лазаревича Вишневского, который ранее был признан иностранным агентом, то ему по федеральному закону предоставлена возможность в течение 180 дней снять с себя этот статус. И он сейчас решает свой вопрос в судебном порядке. Если не решит до ноября, то, действительно, будет принято решение о том, что он сложит свои полномочия. И тогда на его место зайдет следующий человек в списке кандидатов, которые шли от партии "Яблоко". По-моему, это Ольга Штанникова (экс-глава аппарата уполномоченного по правам человека в Петербурге – ИФ).

- То есть все решится к концу ноября 2024 года?

- Именно так.

- Вам нравится идея электронного голосования?

- В этот раз на выборах у нас его нет, а так - конечно, да, это очень удобно. Я считаю, что любой сервис, который предоставляет государство, должен быть удобен для человека.

- Вы видите себя в парламенте Петербурга VIII созыва?

- Это зависит от того доверия, которое мне окажут партия и жители нашего города.

- Вы увлечённо болеете за "Зенит". А чемпионат Европы по футболу смотрите? Болеете за кого-нибудь?

- Смотрю. Болел за сербов, если честно. И немножко болею за грузин.

- Куда поедете в отпуск и как поживает ваша черепаха?

- В Краснодарский край. А черепаха вышла на прогулку.

- Опять? Вы ее потеряли?

- Мы ее не потеряли, она гуляет. Приходила неделю назад, походила и опять ушла. Ждем ближе к концу августа – тогда забираем ее в дом, а то ночью становится холодновато. Может впасть в спячку, и потом ходи ее ищи. Датчик GPS не повесили, пока так и ходит с красным бантом.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще