По итогам 2023 года порядка 65% вакансий в Петербурге предназначалось "синим воротничкам", в то время как работу в основном искали люди с высшим образованием. Ректор РГПУ им. А.И. Герцена Сергей Тарасов рассказал "Интерфаксу", как вуз намерен помочь с ликвидацией кадрового дефицита, как меняется отношение к рабочим специальностям в России, чем здесь могут помочь школьные учителя и бывает ли "слишком поздно" менять профессию.
- Сергей Валентинович, какие отрасли в России на текущий момент в первую очередь испытывают дефицит специалистов рабочих профессий? Спрос на какие специальности растет?
- Мы наблюдаем большой спрос на специалистов в сфере информационных технологий. Это связано прежде всего с тем, что рынок IT до сих пор активно растет, испытывая потребность в кадрах. Компании стремятся сами выучить себе сотрудника под конкретные задачи и в очень короткие сроки. Однако надо помнить, что фундаментальную подготовку никто не отменял, выпускник вуза, который знает теоретическую базу, имеет стартовый практический опыт, развитые профессиональные навыки.
Мы стремимся готовить в РГПУ именно таких специалистов. Более того, есть огромная потребность в тех самых "синих воротничках", которые могут выходить на предприятия уже из системы среднего профессионального образования (СПО). Поэтому на него сейчас делается большой акцент. Мы активно работаем над программами по направлениям высшего образования, где будут готовить такие кадры. В рамках педагогического образования открыты новые профили для будущих специалистов, которые смогут найти себя не только в школах, но и в учреждениях СПО. Впервые набрали студентов на направление "Профессиональное обучение (по отраслям)", в частности, на программу "Информатика и искусственный интеллект в образовании". Также реализуется проект собственного СПО, которое позволяет придерживаться многоступенчатой модели современного образования. В этом году мы также впервые набрали студентов на программу среднего профессионального образования – всего зачислено 72 человека.
- Какой процент выпускников РГПУ трудоустраивается?
- Большинство наших выпускников находит работу в сфере образования и науки. Популярностью пользуются и профессии в культуре и искусстве, а также в области информационных технологий. В рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки" РГПУ им. А.И. Герцена ежегодно выпускает в среднем 2200 специалистов, или 69% от общего числа выпускников. Показатель трудоустройства достигает 98%, при этом около 80% выпускников устраивается в образовательные учреждения.
- На рынке чувствуется и рассинхронизация между запросом работодателей – "синие воротнички" - и желаниями соискателей. Работу ищут люди с высшим образованием, зачастую и не с одним. Как ликвидировать этот разрыв?
- Этот разрыв и призвана сократить система СПО, ее проекты. Тут очень важна и общая мотивация абитуриентов и, самое главное, престиж рабочих профессий. Раньше рабочий мог гордиться своим статусом, в дальнейшем мы наблюдали снижение интереса и спроса к рабочим специальностям, которые долгое время были непопулярны. Это в корне неправильно. Сейчас ситуация меняется, в том числе настроения в обществе. Этому способствуют и большие проекты.
Недавно я поучаствовал в заседании организационного комитета чемпионата "Профессионалы" и чемпионата высоких технологий. Такие конкурсы имеют большое значение для всей системы образования, особенно сейчас, когда ключевые отрасли экономики нуждаются в квалифицированных рабочих кадрах. Чемпионаты помогают не только повысить мотивацию к изучению профессии, но и реально решать практические задачи. Для начинающих специалистов это интересно и актуально.
- А возможно - и имеет ли смысл - переучиваться на рабочую профессию позже, при наличии высшего образования? Есть ли какой-то лимит по возрасту или существуют специальности, освоить которые можно в любой момент жизни?
- Это один из серьёзных вопросов прежде всего внутренней мотивации человека, насколько он испытывает потребность в такой переподготовке. Другое дело, что мы должны институционально сделать и предложить обществу. Сейчас система дополнительного образования развивается очень быстро. Как в бизнесе, так и в государственных учреждениях. В Герценовском университете работает управление дополнительного образования, реализуется большое количество очных и дистанционных программ. В этом году в портфеле университета появилось 77 новых дополнительных образовательных программ. Например, это программы "Визуально-графическое программирование в образовательной робототехнике", "Разработка стратегии развития образовательной организации", "Ребенок в кризисной ситуации: технологии комплексной психолого-педагогической помощи" и многие другие. Дополнительное образование позволяет обеспечить кадровую мобильность и личное развитие каждого человека.
- Могут ли педагоги в школах помочь с изменением отношения школьников и их родителей к рабочим профессиям на раннем этапе?
- Мы все знаем, как важны вопросы мотивации, особенно когда идет процесс формирования личности. Построение правильного образовательного маршрута также относится к задачам современного учителя. Тут очень важны и воспитательные процессы. Сейчас в школах работает институт советников директоров по воспитательной работе. Неформальное общение, совет, свой личный опыт помогут сориентироваться школьникам в выборе как образовательного, так и карьерного пути. Один из них — многоступенчатый процесс образования от школы к СПО, от работы к высшему учебному заведению.
- Как, по вашему мнению, в целом меняется подход к подготовке школьных учителей в России?
- Система высшего образования, подготовки педагогов постепенно меняется, восстанавливаются многие традиции и подходы отечественного образования. Один из проектов в этом процессе — создание новых учебников для педагогических вузов, причем учебников современных, отвечающих целям и задачам развития нашей страны. Герценовский университет поучаствовал в этом проекте: наш коллектив создал учебник по философии, который направлен на помощь студентам в понимании ключевых философских концепций и их применении в педагогической практике.
Идея создать учебник возникла из необходимости актуализировать философское образование для будущих педагогов. Мы наблюдаем, как важен философский подход в формировании мировоззрения молодежи, особенно тех, кто будет обучать новое поколение. Учебник разработан с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов педагогических направлений. Он включает в себя современные подходы к обучению, актуальные философские учения и их применение в педагогике. Кроме того, мы стремились сделать текст доступным и понятным, ведь важно не только, чему мы учим, но и как это делаем.