В первом и единственном в Петербурге Музее-квартире Бродского, который находится в здании доходного дома Мурузи на Литейном проспекте, завершается реставрация. Открытие учреждения много раз переносилось, в последний раз - из-за пандемии коронавируса. Председатель Совета Музея и друг поэта Михаил Мильчик рассказал "Интерфаксу", когда музей сможет принять первых посетителей, и какими они увидят знаменитые "полторы комнаты".
- Михаил Исаевич, на каком этапе находится подготовка к открытию музея, откроется ли он в этом году?
- Конкретного срока нет, по очень всем известной и понятной причине. Такого настоящего открытия в этом году не произойдет. Тому препятствует эпидемия коронавируса. Во-первых, на открытии необходимо собрать достаточно много людей, во-вторых, - организационные моменты еще не все решены. В частности, полностью не укомплектован штат музея. Для того чтобы работать в таком музее, нужна определенная подготовка. Найти таких людей можно, но для этого требуется время. Наконец, только к концу года будет завершена реставрация полутора комнат. Реставрация идет полным ходом, но, я подчеркиваю, что это именно реставрация, ни в коем случае не ремонт. Поэтому она достаточно медленно проходит, работают там очень добросовестные люди, просто сам процесс очень не быстрый.
- Что уже сделано из реставрационных работ?
- Закончена реставрация паркетного пола в виде шашечек. Он очень хорошо сделан. Я придаю реставрации огромное значение. Она преследует одну, но очень важную цель - максимальное сохранение подлинного из того, что до нас дошло. Ни в коем случае нельзя сбиваться на так называемый евроремонт. Это пространство, в котором каждому должно быть понятно, что люди здесь долго жили. Не все там идеально, например, на потолке мы оставляем следы протечек. Тем не менее, есть основание думать, что к концу года реставрация будет закончена, правда, не на сто процентов. Реставрацию окон мы оставляем на будущий год, потому что это достаточно сложный процесс. И это не связано с открытием музея. Оно могло бы произойти и без реставрации окон.
- А кроме окон что еще осталось доделать?
- Осталось закончить панели. Те места, где краска отходит, краску нужно уложить на место. Там, где утраты, мы их сохраняем, но тонируем, чтобы они не очень выделялись. Еще сравнительно много работы по стенам, обоям. Обои там однотонные, были покрашены, их нужно укрепить. Мы решили сохранить те фрагменты, которые относятся к периоду строительства дома. Например, газеты 1875 года. Это очень интересный момент, там даже видны дата и название газеты - "Голос". Конечно, такие вещи надо сохранить. Мы называем это экспозиционными зондажами.
- Как будет выглядеть экспозиция музея?
- Полторы комнаты - это главный экспонат музея. Комнаты будут пустыми. В них ничего нет. Но если мы получим от государственных музеев во временное пользование кое-какие предметы, которые там стояли, например, письменный стол, книжный шкаф, то, разумеется, они займут то место, которое занимали при Бродском. В комнатах будут установлены проекторы. С моей точки зрения, это очень выигрышный способ экспонирования. Посетитель сможет нажать кнопку, и на стены будут проецироваться фотографии. На стены маленькой комнаты, той, где жил Бродский, - фотографии, которые я сделал после его отъезда, в тот же день вечером. Каждый сможет увидеть, что здесь было, но чего уже нет. И это правда. В комнате родителей - фотографии, которые я сделал в 1984 году после смерти отца поэта.
Главная цель нашей реставрации и есть сохранение правды. Хорошо, что сохранились фотографии, и можно все рассмотреть до деталей: что и где стояло, какие книги стояли на полке и так далее. Таким образом, мы сохраняем все, что можно было: стены, потолок, пол. Но, в то же время, даем возможность людям посмотреть, что здесь было. Подобные приемы - пустые пространства, если ничего подлинного не сохранилось, - иногда применяются в мемориальных музеях, например, в музее Бетховена в Бонне комната, где он родился, пуста.
- Была также куплена соседняя квартира. Что будет располагаться в ней?
- Предприниматель Максим Левченко купил соседнюю квартиру, которая когда-то была единой с коммунальной квартирой, где жили Бродские. Это огромная квартира, она частично выходила на Пантелеймоновскую улицу, ныне Пестеля, и на Преображенскую площадь. Там будет современное пространство, а именно, доступная библиотека. Люди смогут прийти, взять с полки книгу и почитать. Там будет стоять старый телевизор, по которому будут показывать фильмы, о которых в свое время Бродский писал и которые на него когда-то произвели сильное впечатление. Это будет своего рода гостиная.
Здесь также будут проходить временные выставки. Первые из них уже задуманы. Например, одна будет посвящена ленинградскому андеграунду, молодежной культуре, которая отстранялась от официальной. Среди них были и поэты. В какой-то мере Бродский к ней примыкал, хотя, на самом деле, он всегда держался обособленно. Может быть, в витринах будут выставлены временно переданные подлинные вещи, рукописи Бродского, которые хранятся в частных архивах и собраниях.
- Есть еще угловая комната. Что будет в ней?
- Угловая комната относилась к коммунальной квартире, где жили Бродские. Это старая квартира, не новая. Если Музей Ахматовой передаст нам во временное пользование американский кабинет Бродского, не тот, который экспонируется в Музее Ахматовой, а его собственный кабинет из дома в Бруклине, тогда мы будем показывать подлинные вещи. В этой же угловой комнате предполагаются всякого рода образовательные курсы, не только связанные с поэзией Бродского, но и другие, связанные с поэзией и литературой.
- Вы не планируете провести какое-то мероприятие в ознаменовании окончания реставрационных работ?
- 24 декабря, в Католическое Рождество мы проведем небольшой вечер, посвященный Рождеству. Бродский писал каждое Рождество стихи, для него этот день был всегда важным.
- Когда может все-таки состояться открытие музея?
- Если ковид отойдет, открытие предполагается 24 мая 2021 года, в день рождения Бродского. К тому времени все те проблемы, о которых я говорил, должны быть решены. Самое важное - сформировать штат музея. Это серьезная и непростая работа.
- Музей будет работать, как частный, или станет филиалом Музея Ахматовой?
- Да, он есть и будет частным. Частное учреждение культуры (ЧУК) - законная форма. Учредителем его является Максим Борисович Левченко, но при музее существует совет. В него входят члены совета нашего фонда (Фонд создания Музея Иосифа Бродского - ИФ), которому, кстати, принадлежат и будут принадлежать полторы комнаты. Новая же квартира принадлежит ЧУКу, старая - фонду. Между нами заключено соглашение о взаимодействии. В совет Музея кроме меня входит Яков Гордин, директор Музея Ахматовой Анна Соколова и ряд других людей. В этой компании она единственный профессиональный музейный сотрудник. Ее слово имеет большое значение. Совет решает все вопросы, связанные с экспозицией, программой действия, концепцией, которая еще в стадии разработки.
- Средства на существование музея будет собирать Фонд?
- У нас четыре источника финансирования. Во-первых, это личные средства Левченко, на свои деньги он купил квартиру. У нас также есть Попечительский совет, он берет на себя часть расходов. Третий источник - это пожертвования, четвертый - гранты.
- Когда Музей откроется, в каком формате он будет работать? В формате экскурсий или постоянно открытым для посетителей?
- Музей расположен в жилом доме. Нужно сохранять такой режим работы, который не причинял бы никаких неприятностей соседям. Хотя мы отделились от другой части коммунальной квартиры, где продолжает жить наша соседка. Мы ей не мешаем, и она не выражает недовольства. По крайне мере, первое время мы будем работать по записи. Нельзя будет прийти в любое время. Не обязательно будут только экскурсии, можно задержаться, посмотреть фильм, почитать книгу, послушать чтение стихов самим Бродским через наушники.
- Есть еще Музей Бродского в деревне, где жил поэт во время ссылки. Как он работает сейчас?
- Музей в Норинской Коношского района Архангельской области создан при моем участии. В некотором смысле он находится в лучшей ситуации, так как это целый крестьянский дом. Он был выкуплен у наследников и сначала был частным музеем, принадлежал определенному фонду. Теперь он передан Вельскому краеведческому музею, то есть он является филиалом государственного музея.
Я признателен бывшему губернатору Архангельской области Орлову (Игорь Анатольевич Орлов - глава Поморья с 2012 по 2020 годы), который сделал очень много, чтобы музей состоялся. Там была проведена полная реставрация. Не ремонт, а именно реставрация. Сейчас открыта экспозиция. Работать она будет в летние месяцы, в остальное время есть посещение по записи. Вельский краеведческий музей находится в соседнем районе. От Петербурга сравнительно не сложно добраться, это 22 км от станции Коноша, а через нее проходят все поезда, которые идут в Архангельск, Воркуту и другие города.