Число IT-преступлений в Санкт-Петербурге, как и в целом по России, неуклонно растёт. Чтобы сбить волну телефонных мошенничеств и дистанционных краж, в структуре МВД создали специальное подразделение. Ко Дню сотрудника органов внутренних дел начальник управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий регионального ГУ МВД России Александр Шевченко рассказал "Интерфаксу", как работает петербургская киберполиция и что делать, чтобы обезопасить себя в цифровом мире.
- Александр Николаевич, сколько преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, зарегистрировано в северной столице с начала года? Какова динамика?
- С января по октябрь мы зафиксировали почти 17 тысяч таких преступлений. Это больше, чем за аналогичный период в прошлом и позапрошлом годах. Для наглядности: за десять месяцев 2022 года в городе зарегистрировано свыше 13 тысяч IT-преступлений, за январь-октябрь 2021-го – около 16 тысяч.
Лидеры в структуре составов – дистанционные кражи и телефонные мошенничества. Доля первых в этой категории – 16%, а удельный вес вторых – почти 70%.
Особо отмечу, что преступления, совершенные с использованием IT-технологий, составляют треть от общего числа всех выявленных в регионе преступлений.
- Какие схемы мошенничества в сфере IT-технологий наиболее распространены в городе? Удивляют ли аферисты чем-то новым?
- Самыми распространенными остаются ситуации, когда преступники похищают деньги под видом сотрудников банков или правоохранительных органов. Схема, о которой слышали едва ли не все и которая, тем не менее, продолжает работать.
Есть и другие тенденции. Так, значительно увеличилось число мошенничеств, связанных с покупкой товаров через интернет-магазины, когда потерпевшие переводят деньги продавцам, а товары не получают.
Также выросло количество фишинговых сайтов. Они имеют внешнее сходство с оригинальными (например, магазины) и создаются, чтобы незаконно получить конфиденциальные данные пользователей. Если говорить конкретно о торговых площадках, фишинговые ресурсы помогают преступникам узнать сведения о банковских картах: покупатели вводят данные для оплаты товаров и услуг, но их получают преступники.
Распространены и предложения вложиться в так называемые прибыльные инвестиционные проекты. Тут хотелось бы отдельно обратиться к гражданам: "баснословно выгодные" предложения чаще всего поступают от мошенников. Не доверяйте нарисованным картинкам и красивым обещаниям безбедной жизни – рискуете остаться без своих сбережений.
- Каких результатов удалось добиться в борьбе с киберпреступностью в Санкт-Петербурге?
- Проблема непростая, но, несмотря на это, менее чем за два года мы стали раскрывать таких преступлений в два раза больше. Успехи есть, и во многом благодаря сформированному коллективу нашего управления по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий ГУ МВД России (сокращенно – УБК ГУ МВД России).
- Подробности о киберполиции становятся еще интереснее, если учесть, что специализированное подразделение появилось в структуре МВД совсем недавно.
- Действительно, УБК – самое "молодое" в структуре Главка. Как самостоятельное подразделение мы начали свою деятельность только в этом году. В управлении сейчас работают несколько десятков высокопрофессиональных оперативников. Они обладают обширными техническими знаниями и навыками работы с различными программными продуктами и обменными сетями.
Кстати, спектр преступлений, с которыми мы боремся, довольно широкий. Это не только телефонные мошенничества и кражи с карт, но еще и противоправные действия в сфере компьютерной информации (например, неправомерный доступ к ней или создание и распространение вредоносных программ). Также в сфере нашего внимания преступления против личности, которые совершаются с использованием IT-технологий (это, в первую очередь, преступления в отношении несовершеннолетних с использованием методов психологического воздействия) и многое другое.
- Есть ли универсальный рецепт, как не попасться на удочку мошенников?
- Это одновременно и сложный, и простой вопрос. Простой – потому что универсальный совет здесь можно дать один: не стоит общаться по телефону с незнакомыми, подозрительными людьми. И тем более не стоит сообщать им сведения о себе.
Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту решения проблемы, граждане продолжают попадаться на уловки преступников. Дело в том, что мошенники постоянно используют методы психологического воздействия и инструменты социальной инженерии. Неподготовленному человеку очень нелегко от них защититься. К тому же аферисты не стоят на месте: "отработали" одну схему – изобрели другую.
- Все же какие рекомендации по кибербезопасности вы бы дали?
- В первую очередь, важно запомнить: сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не звонят с предложениями перевести деньги на "безопасный счёт", взять кредит и тому подобное. Если поступают такие звонки, нужно прерывать разговор. Также стоит время от времени обновлять пароли от учетных записей в банках и госорганизациях.
Нужно с осторожностью относиться к интернет-магазинам, которые требуют полную оплату товаров или предоплату. Большинство легальных торговых площадок так не работают: они дают возможность оплаты при получении.
Крайне важно не переходить по ссылкам, которые присылают в мессенджерах – даже когда сообщение приходит от знакомых. Особенно должна насторожить просьба проголосовать в конкурсе. Прежде чем переходить по такой ссылке, лучше позвонить отправителю за уточнением, так как он сам мог стать жертвой преступления, его аккаунт в соцсети могли взломать, а компьютер – заразить вредоносным ПО.
Кроме того, призываю повышать компьютерную и финансовую грамотность, тем более что есть огромное количество материалов по этим темам. А пожилым родственникам нужно постоянно напоминать о мерах предосторожности при общении по телефону с посторонними.