Северо-Запад / Эксклюзив 7 декабря 2024 г. 12:13

Министр образования Мурманской области Диана Кузнецова:

"Вместе с предприятиями мы готовим востребованных специалистов для Арктики"

Кадровый дефицит – проблема ряда сфер: промышленной, транспортно-логистической, строительной. Особенно сложно приходится северным регионам, где исторически обусловлен отток населения, особенно молодого и трудоспособного возраста. Как Мурманская область подошла к модернизации системы среднего профессионального образования (СПО), привлекла к этому градообразующие предприятия и за счет чего удается привлекать молодых педагогов, в интервью "Интерфаксу" рассказала министр образования региона Диана Кузнецова.

© Министерство информационной политики Мурманской области, Дмитрий Дубов

Диана Николаевна, если говорить о системе СПО, то для каких отраслей экономики сейчас готовят специалистов в колледжах Мурманской области? Предприятия участвуют в этом процессе?

 — В Мурманской области система среднего профессионального образования стремительно развивается. За десять лет число ребят, которые обучаются в системе СПО, выросло почти на 30%  — до 18,3 тыс. человек. Востребованность среднего профессионального образования повысилась среди выпускников школ текущих и прошлых лет. Поэтому было принято решение в этом году увеличить контрольную цифру приема на 300 мест.

Если раньше колледжи могли вызывать некое отторжение, то сейчас они превратились в образовательные центры. Меняются внешние условия, содержание программ, появились наставники от действующих предприятий. В результате реализации стратегического плана Мурманской области "На Севере  — жить" и федеральных программ, мы пришли к тому, что уровень мотивации ребят вырос, сейчас у поступающих очень высокий средний бал аттестата. 

СПО сделали все более привлекательной несколько факторов. Это стипендии, гранты и, конечно, понимание, какой уровень заработной платы ожидается в будущем. Востребованными остаются специальности, связанные с IT и нефтегазовым направлением, специальности "средней мореходки", педагогические и медицинские. На отдельные направления конкурс был до 11 человек на место.

Два года назад в Мурманской области ввели стипендию для студентов-отличников СПО в размере 10 тыс. рублей. Сначала ее получали чуть более 130 ребят, а в прошлом году их количество выросло до 248. Если подросток не отличник, но он активный и талантливый, он может получить единовременную выплату 100 тыс. рублей или ежемесячную по 15 тыс. рублей.

Кроме того, активное участие в развитии системы СПО принимают работодатели  — в частности, они заключают целевые договоры. Если в 2018 году было чуть более 30 целевых договоров, то в текущем году – 1,1 тыс. "целевиков". Эта цифра будет расти и дальше, к 2029 году мы планируем заключить порядка 5,8 тыс. целевых договоров.

— Что принесла Мурманской области программа "Профессионалитет", запущенная в 2022 году? 

 — Наш регион входит в пятерку лидеров по реализации проекта "Профессионалитет" в России. Кластер с участием федерального финансирования создан в каждом втором колледже региона. Семь кластеров уже работают, в 2025 году откроем еще два – в это будет вложено порядка 1,4 млрд рублей. Когда еще учебные заведения среднего профессионального образования получали такую поддержку?

Важно, что кластеры охватывают различные отрасли. Это "Север и туризм", "Образование на Мурмане", "Медицина на Мурмане", производственные кластеры "Ковдорский", "Кольский горно-металлургический", "Полярнозоринский", "Арктический рыбопромышленный". Только в этом году в наших колледжах по соглашению правительства и индустриальных партнеров, градообразующих предприятий открыли 63 лаборатории. Важно, что это процесс не односторонний, в нем задействованы и правительство, и предприятия.

Нашими партнерами стали Госкорпорация "Росатом", "Норникель". В следующем году кластер "Мурманский строительный" мы откроем с девелопером "Самолет", а кластер "Судостроение и судоремонт в Арктике"  — с портом "Лавна".

Первой стала компания "ЕвроХим", которая заинтересована в подготовке кадров для Ковдорского ГОКа на базе Ковдорского колледжа. Опыт этой компании подстегнул остальных: они увидели, что градообразующее предприятие может готовить для себя специалистов таким образом, решая вопрос с кадровой потребностью.

Ярким примером стало сотрудничество с компанией "НОВАТЭК". Она не входит в проект "Профессионалитет", но инвестировала в полное преображение одного из корпусов Мурманского индустриального колледжа. Речь не про покрашенные стены, а уникальное оборудование, которое как раз позволяет готовить кадры для данной отрасли.

Еще один важный опыт, нетипичный для других регионов, у нас с компанией "Антей". Мурманский морской рыбопромышленный колледж, так называемая средняя мореходка, в результате нашего сотрудничества получил 17 современных лабораторий. И еще раз подчеркну уникальность данных лабораторий, что это оборудование было выбрано совместно с работодателем. Ребенку, который приходит учиться, студенту-выпускнику, который приходит на производство, не нужно переучиваться, как это было раньше. Поговорка "Забудь все, чему тебя учили" ушла в прошлое. Сделано все, чтобы сократить срок обучения, разрыв между обучением и фактическим производством.

В результате мы можем говорить, что отток молодежи удалось остановить. Все больше индустриальных партнеров заинтересованы в качественном образовании молодых кадров. Сейчас о своей готовности войти в "Профессионалитет" нам заявили "ФосАгро", "Северо-Западная фосфорная компания" и РЖД.

— Если говорить о системе высшего образования, то как Мурманский арктический университет участвует в подготовке востребованных специалистов?

— Мурманский арктический университет в результате объединения с Мурманским государственным техническим университетом стал сильнее, получил больше возможностей для участия в федеральных проектах.

Наблюдательный совет МАУ возглавляет первый вице-премьер России Денис Мантуров, он оказывает неоценимую поддержку. Университет уже получил 1,2 млрд рублей на создание уникальных лабораторий и подтверждение "морского признания"  — полномочий университета по подготовке членов экипажей морских судов. Последнее необходимо, чтобы уже работающие могли проходить переобучение, практику, аттестацию и так далее.

Растет количество партнеров университета, которые также создают лаборатории для подготовки профессионалов. Компания "ФосАгро" приняла решение о строительстве кампуса в филиале МАУ в Апатитах и возведении не имеющего аналогов подземного учебного полигона. Инвестиции компании оцениваются в сумму порядка 3 млрд рублей.

Среди партнеров предприятия из других стран. Так, "БелАЗ" открыл свою лабораторию для подготовки специалистов, которые будут заниматься эксплуатацией карьерной техники. 

И, конечно, напомню, что президент РФ Владимир Путин подтвердил, что кампусу в Мурманской области быть. Это важно, потому что кампус – это не только среда проживания, но и лаборатории по востребованным направлениям для нашей экономики.

Еще одно важное достижение для МАУ – появление специальности "лечебное дело" и оснащение лабораторий для этого направления. Уже в следующем году мы ожидаем первый выпуск. 

— Ранее в правительстве Мурманской области сообщили, что за два года в сферу образования привлекли 1,5 тыс. специалистов. Чем привлекает Мурманская область педагогов?

 — Ранее дефицит составлял ежегодно порядка 200-300 специалистов. Постепенно вводились меры поддержки, результаты которых мы уже можем оценить. 

Мы начинали с поддержки молодых специалистов, чтобы уровень их зарплаты был не ниже 50,5 тыс. рублей. В 2020 году появилась региональная выплата за классное руководство, а чуть позже появилась и президентская выплата. Сейчас учитель начальных классов, приходя в школу, сразу становится и классным руководителем. С учетом обеих выплат учитель в некрупных городах Мурманской области получает дополнительно 31 тыс. рублей, в Мурманске – около 20 тыс. рублей. Таким образом, в области молодой учитель гарантированно получает зарплату не ниже 80 тыс. рублей, в Мурманске – не ниже 70 тыс. рублей.

По программе "Земский учитель" мы привлекли около 50 педагогов, но она имела свои ограничения. Поэтому мы разработали программу "Арктический учитель", в которой педагоги делятся на две группы – со стажем до трех лет и более опытные. По итогам конкурсного отбора педагоги из первой группы получают единовременную выплату 500 тыс. рублей, из второй группы – 1 млн рублей.

Для нас также было важно, чтобы учителя не меняли школы, потому что где-то за категорию выплата больше. Поэтому действует единая и прозрачная система: за первую категорию – 10 тыс. рублей, за высшую – 15 тыс. рублей. Заслуженные учителя получают выплату 20 тыс. рублей. В результате только за категорию около 7 тыс. педагогов в Мурманской области получают выплаты.

Заботясь о тех, кто приходит в систему образования, мы подумали и о проблеме с жильем. Педагоги могут получить муниципальное жилье или компенсацию аренды жилья до 25 тыс. рублей. Последнее актуально, к примеру, для Мурманска, где с муниципальным жильем сложно. Педагоги, как и молодые ученые, также входят в программу "Свой дом в Арктике", учителя уже получили сертификаты и построили или начинают строить дом. Они также могут участвовать в "Арктической ипотеке". Все эти меры позволили 195 педагогам решить вопрос с обеспечением жильём.

Введены стипендии, гранты, поддержка для трудоустроенных студентов старших курсов. В итоге за два года в систему образования пришли около 1,5 тыс. молодых и опытных педагогов.

Программа кадрового сопровождения "Курс на Север", когда специалиста сопровождают от условного Владивостока на поезд до нового места работы в Мурманской области, также работает. Только благодаря ей в нашу сферу пришли более 100 специалистов.

Всего в Мурманской области действует 20 мер поддержки для педагогов. Это важно для молодых и опытных специалистов, дает им существенную поддержку. Эти меры поддержки привлекают учителей из других регионов – к нам приезжают с Дальнего Востока, из Краснодарского края, Воронежской, Владимирской областей, новых территорий.