Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников:

"Мы готовы заменить судами нашего производства как буксирный флот, так и трюмные баржи класса "река-море"

В мае 2022 года ООО "Череповецкий судостроительный завод" спустило на воду первое судно класса "река-море", которое будет возить с юга на север сыпучие грузы, с севера на юг – лес, минеральные удобрения и металлы. О планах верфи, о том, как жесткие санкции повлияли на работу крупнейшего предприятия региона "Северсталь", как решается вопрос с упаковкой вологодской молочной продукции после ухода Tetra Pak, а также о самых знаковых соглашениях на Петербургском международном экономическом форуме - 2022 рассказал в интервью "Интерфаксу" губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

"Мы готовы заменить судами нашего производства как буксирный флот, так и трюмные баржи класса "река-море"
Фотография предоставлена пресс-службой губернатора Вологодской области

- Олег Александрович, сколько инвестиционных соглашений заключила Вологодская область в рамках ПМЭФ-22? На какую сумму?

- Форум прошел для нас на очень позитивной ноте. Мы заключили соглашений на 25 млрд рублей. Традиционно подписали соглашения с нашими крупнейшими компаниями по реализации совместных программ, как социальных, так и инвестиционных. Это компания "ФосАгро" - продолжение реконструкции объектов для увеличения объема производства. Серия соглашений с крупнейшими вузами страны и президентской платформой "Россия – страна возможностей" по созданию и развитию кадровых лифтов для молодежи. Очень важное соглашение подписали с Ленинградской областью и Росавтодором на 8 млрд рублей: начало реконструкции трассы Архангельск – Плесецк – Вытегра – Лодейное Поле – Санкт-Петербург, которая проходит через Ленинградскую, Вологодскую и через Архангельскую области.

- Она будет с двух сторон?

- Она будет со стороны Архангельска в Вологодскую область и от Вологодской области до Санкт-Петербурга. Самый разрушенный участок - от Вытегры до Санкт-Петербурга, его реконструкцию начинаем в этом году от границы с Ленинградской областью и со стороны Вологодской области от Вытегры. Планируем в 2025 году закончить.

Благодаря инвестициям мы продолжаем строительство большого количества объектов. В частности, это строительство и реконструкция агропромышленных комплексов по производству нашего "Настоящего Вологодского продукта", увеличению объема производства вологодского молока и знаменитого вологодского масла. Продолжается строительство Архангельского моста – нового моста в Череповце, расширение до четырех полос трассы Вологда – Череповец. Объем инвестиций колоссальный, и это говорит о том, что экономический потенциал, несмотря на санкции, останется очень высоким.

- В ходе "прямой линии" в ноябре вы говорили, что в Великоустюгском районе планируется построить первый в регионе комплекс по переработке твердых коммунальных отходов. На каком этапе находится проект?

- На форуме "Экосистема" в мае мы подписали с Российским экологическим оператором (РЭО) соглашение на сумму 2,7 млрд рублей по строительству инфраструктуры по сортировке и переработке мусора на трех новых площадках: Череповец, Сокол и Великоустюгский район. Сейчас идут предпроектные проработки и проектирование полигона в Великом Устюге – там будет организована 100% сортировка и переработка вторичного сырья. На конец года будет подготовлена проектно-сметная документация, и с привлечением средств инвестора начнется строительство, конечно, после получения всех экологических экспертиз и проведения общественных слушаний. Эти комплексы будут самыми современными в России с минимальным захоронением отходов на полигоне. Отмечу, что одновременно с этим мы продолжаем рекультивацию старых полигонов, незаконных свалок. Соглашение с РЭО позволит нам построить три суперсовременных мусороперерабатывающих комплекса на территории Вологодской области к 2025 году. А к 2030 году вообще закончить всю работу по сортировке и переработке мусора и ликвидацию несанкционированных свалок.

- Прежде власти Вологодчины анонсировали создание особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории Вологды, Сокола, Вологодского и Шекснинского районов в 2022 году. Остаются ли в силе планы по развертыванию площадки?

- ОЭЗ находится в графике утвержденной дорожной карты. К концу года мы должны полностью подготовить пакет документов для предоставления в министерство экономического развития на согласование. ОЭЗ будет расположена на четырех площадках: Сокольская промышленная площадка, Вологодская промышленная площадка, площадка Вологодского района и индустриальный парк "Шексна". Сейчас подписываются протоколы о намерениях с потенциальными инвесторами, которые готовы вложить более 10 млрд рублей в строительство новых предприятий.

- Сколько компаний уже готовы стать резидентами Вологодской ОЭЗ? Какие это компании?

- Вологодский текстиль, Сокольская промышленная площадка, несколько деревообрабатывающих и металлургических предприятий в Вологодском районе и индустриальном парке "Шексна". Соглашения пока не подписаны, говорить об этом рано. На конец года мы выйдем на утверждение ОЭЗ в Минэкономразвития и в полном объеме запустим те проекты, о которых я расскажу чуть позже.

- Как отразилась экономическая и геополитическая ситуация на крупных производителях молока?

- В прошлом году мы произвели 590 тыс. литров молока и практически 90% его переработали на территории Вологодской области. Это абсолютный рекорд, такое количество мы не производили со времен Советского союза. Да, в этом году испытываем трудности с упаковкой, но мы быстро переориентировали свои производства, и объем производимого молока не снизился, а даже увеличился в этом году. При этом мы нарастили объемы производства вологодского масла на 22%, сухого молока - на 30%, сгущенного молока - на 20%, то есть переориентировали наши молочные потоки на производство продукции, которая не требует упаковки импортных производителей.

Недавно вице-премьер Виктория Абрамченко заявила о том, что в России начался эксперимент по созданию российского аналога иностранной упаковки Tetra Pak и Pure Pak, и одно наше предприятие – Вологодский учебно-опытный молочный завод - стал участником пилотного проекта по производству новой упаковки для производства молока. Думаю, что до конца года этот проект мы реализуем. Сейчас переориентируемся на пластиковую упаковку, пэт-тару, разливаем, как раньше, в кеги, в литровую, поллитровую пластиковую тару. И мы ни в коей мере не снижаем объемы производства молока в Вологодской области, переориентируем продукты глубокой переработки и разливаем молоко для пользования внутри региона в альтернативные виды упаковки.

- Как вы думаете, стеклянные бутылки вернутся?

- Я думаю, что пока у стекольной промышленности в РФ нет таких мощностей, чтобы быстро перейти на стеклянную бутылку. И делать это, скорее всего, нецелесообразно, потому что это слишком большие затраты. Проще в рамках пилотного проекта все-таки перейти на традиционную упаковку типа Tetra Pak. Картон у нас есть, бумаги у нас в стране достаточно, нужно просто оборудование для их пакетирования, чтобы формировать эту упаковку. Уверен, в ближайшей перспективе мы решим все эти вопросы.

- Череповецкий судостроительный завод в конце мая спустил на воду первое судно - трюмную баржу грузоподъемностью 600 тонн. Как вы оцениваете перспективы этого предприятия, перспективы развития судостроительной отрасли в регионе в целом?

- Руководитель Агентства городского развития Оксана Андреева разбила бутылку шампанского о первую баржу, я лично присутствовал при этом событии, видел эти эмоции. Это была первая спущенная на воду баржа, еще пять заложено. В следующем году будет заложен буксир, который эти баржи будет толкать. По десять барж, по три-четыре буксира будут выпускаться ежегодно, чтобы полностью обновить речной флот. Баржи река-море от 600 до 2000 тонн водоизмещением, которые будут возить с юга на север сыпучие грузы, в основном это зерно и корма, добавки в корма для животных, и, соответственно, с север на юг – лес, минеральные удобрения, металлы. Мы полностью обеспечим замену российскими судами производства Череповецкого судостроительного завода в ближайшие годы как буксирного флота, так и трюмных барж "река-море". Заказы есть на несколько лет вперед.

- Как новые условия сказываются на коллективе "Северстали", отразятся ли санкции на их зарплатах, графике?

- "Северсталь"- наиболее пострадавшее от санкций металлургическое предприятие, потому что 40% продукции поставлялось на экспорт, на основные европейские рынки. Сейчас, когда европейские рынки для "Северстали" закрылись, компания переориентирует товарные потоки на внутренний рынок и прорабатывает вопросы альтернативных каналов сбыта на рынки Азии, Африки и Латинской Америки. На сегодняшний день высвобождения рабочей силы нет, некоторые агрегаты, которые не востребованы для производства продукции, в основном, встали на текущий и капитальный ремонт и реконструкцию.

- Рабочая неделя не сократится?

- Нет, практически весь персонал работает в полном объеме. "Северсталь" - крупнейший налогоплательщик региона, по налогу на прибыль сейчас предприятие занимает 50% в бюджете. Они уже уплатили 10 млрд рублей налога на прибыль в начале этого года, и это на 15% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, надеюсь, что компания справится с трудностями, найдет альтернативные рынки сбыта и увеличит объемы продукции на внутреннем рынке. Мы не тревожимся по поводу снижения объемов производства и налоговых поступлений в бюджет, потому что у нас сформирован серьезный переходящий остаток, который обеспечит в течение ближайших 2,5 лет при любом сценарии выполнение всех взятых на себя социальных обязательств, продолжение строительства, ремонтов, реконструкции социальной, дорожной, энергетической инфраструктуры. У нас никаких сомнений в этом нет. Мы имеем устойчивый к рисками сбалансированный бюджет. Не видим серьезных рисков, даже если от компании "Северсталь" налоги снизятся.

- Как на туризме сказывается геополитическая ситуация, какие программы вы планируете реализовать в этом году для привлечения туристов в регион?

- Самый большой удар по туристической отрасли нанесла пандемия. Туристический поток упал практически на 35% - с 3 млн туристов и экскурсантов до 2 млн. Он начал восстанавливаться только в 2021 году и достиг 2,5 млн. В этом году, опять же благодаря и вопреки тому, что закрылись многие туристические страны, мы видим колоссальный взлет интереса к внутреннему въездному туризму. И поэтому уверены, что к концу года мы превысим показатель допандемийного 2019 года.

Чем привлекательна Вологодская область? Здесь более 3,5 тысяч объектов культурного наследия. Города-жемчужины под открытым небом: Вологда, Кириллов, Белозерск, Тотьма и, конечно, Великий Устюг – вотчина Деда Мороза. Это главный речной маршрут нашей страны: Москва – Петербург через Череповец по Волго-Балтийскому водному пути. Это маршруты "Серебряного ожерелья России". В рамках национального проекта наш маршрут "Ожерелье Русского Севера" вошел в национальный перечень туристических маршрутов. Он объединяет Вологду, Кириллов, Ферапонтово (музей фресок Дионисия, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО) и этнографический музей в Семенково.

- Могут ли туристы воспользоваться кэшбеком на территории Вологодской области?

- Вологодская область принимала участие в программе туристического кешбэка. Партнерами второго этапа программы 2022 года стали 23 отеля (из Вологды, Череповца, Великого Устюга, Вытегры, Белозерска), один туроператор. Также туры в Вологодскую область предложены туроператорами из других регионов (Архангельская область, Санкт-Петербург, Калининград, Москва). Туроператорами предложены туры в Вологду, Тотьму, Кириллов, Ферапонтово, Сизьму, Великий Устюг и другие наши города. Мы приглашаем туристов в нашу красивую, гостеприимную Вологодскую область.