Губернатор Мурманской области М.Ковтун: "На западном берегу Кольского залива прокладывается дорога в наше арктическое будущее"

Губернатор Мурманской области М.Ковтун: "На западном берегу Кольского залива прокладывается дорога в наше арктическое будущее"

            В ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Мурманская область подписала несколько соглашений с компаниями "Роснефть", "НОВАТЭК", "Росгеогеология" и "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства", которые определяют векторы развития Заполярья. О роли инвесторов в развитии Мурманского транспортного узла, перспективах аквакультуры и летних туристических предложениях для поклонников экстремального отдыха в интервью "Интерфаксу" рассказала губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

            - Марина Васильевна, "НОВАТЭК" заявил о развитии проектов в Мурманской области. Как, на ваш взгляд, проекты компании вписываются в Мурманский транспортный узел?

            - 17 июня Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ о создании в Мурманской области центра по производству крупнотоннажных морских сооружений, оснований для платформ. Это первая задача, которую ставит перед собой "НОВАТЭК". Для нас очень важно, что одна из крупнейших компаний в нефтегазовой отрасли не просто пришла в Мурманскую область, а буквально полторы-две недели назад зарегистрировала в поселке Белокаменка ЗАТО Александровск предприятие "Кольская верфь".

            В рамках ПМЭФ мы подписали соглашение, которое охватывает большой спектр наших взаимоотношений с компанией. Оно касается как всеобъемлющей и всесторонней поддержки, направленной на то, чтобы компания как можно быстрее реализовала свои задачи, так и сотрудничества в сфере подготовки кадров и социальной ответственности.

            "НОВАТЭК", как и "Роснефть", провела большую работу по выбору площадки для собственного базирования. Другой точки на арктическом побережье лучше, чем Кольский залив и Мурманск не найти по разным соображениям.

            Что касается МТУ, на начальном этапе одной из задач Мурманского транспортного узла являлось создание инфраструктуры под перегрузку угля компанией "Кузбассрарзрезуголь". Сегодня задачи МТУ имеют более широкий горизонт, чем просто перевалка угля. Сегодня МТУ и строительство железнодорожной ветки на западном берегу Кольского залива, где практически нет портовой инфраструктуры - это буквально дорога в наше арктическое будущее.

            Когда "НОВАТЭК" местом базирования выбрал одну из точек на западном берегу, то задача по строительству ж/д ветки на западный берег в районе Лавны приобрела еще большую актуальность. И мы с радостью констатируем, что правительство РФ, Минтранс не уменьшили финансирование ни по этому году, ни до момента окончания строительства в 2018 году.

            Мы рады, что "НОВАТЭК" активизировался, и будет использовать наши возможности в полную силу. И надеемся, что компания будет президентом нашей портовой экономической зоны.

            Помимо строительства крупнотоннажных сооружений, которым будет заниматься "НОВАТЭК", сейчас в составленном профиле портовой зоны значится рыбопереработка и это та практическая задача, которую мы решаем. Буквально месяц назад нами подписано семь соглашений с потенциальными резидентами, мы провели большую работу по планировке районов портовой зоны, резиденты заинтересованы в использовании ее возможностей и обязуются инвестировать до полумиллиарда рублей на развитие своей деятельности. Сейчас на согласовании находится еще одно соглашение о намерениях по строительству рыбоперерабатывающего комплекса стоимостью 1 млрд рублей.

            - Госдума приняла в первом чтении законопроект, предоставляющий преференции для резидентов порта Владивосток, а также облегченный визовый режим для туристов. Мурманск планирует перенимать опыт Владивостока?

            - Конечно, кое-что можно использовать для развития нашей портовой зоны, тем более, что у нас порт имеет три района: рыбный, торговый и пассажирский. Сегодня мы модернизируем пассажирскую часть, что касается торгового порта, то там есть конкретные подвижки, в частности, по терминалу "Норникеля". Однако рыбный порт не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Необходимо снизить бюрократический прессинг и это не должно касаться какого-то одного порта. Они должны быть удобными, комфортабельными, чтобы компании могли свободно пользоваться российскими портами как во Владивостоке, так и в Мурманске.

            - В прошедшем году объем выращивания товарной рыбы упал на 16% - с 22,6 тыс. тонн до 19 тыс. тонн. Каковы причины падения?

            - Кризис сказался на аквакультуре: корма и смолт (мальки лосося - ИФ) до сих производятся в Норвегии, корма составляют до 70% стоимости 1 кг товарного лосося. Рост стоимости в валютном эквиваленте смолта и кормов существенно изменил цену конечной продукции, что, видимо, создавало проблемы для стабильной работы наших предприятий. И поэтому компании "Русское море - Аквакультура" (ООО "Русское море - Аквакультура", входит в ПАО "Русская аквакультура" - ИФ) и "Русский лосось" (ПАО "Русский лосось", входит в группу компаний "Балтийский берег" - ИФ) поставили перед собой задачи реализовать проект по созданию заводов, занимающихся производством кормов и малька. Общие инвестиции предприятий, включая проекты заводов, оцениваются в 18 млрд рублей. Эти проекты достаточно масштабные как с финансовой стороны, так и с точки зрения задач, которые предстоит решить.

            - Как быстро эти проекты будут реализованы?

            - Сейчас компании готовят проектную документацию. То, что зависело от области, сделано незамедлительно. Привлечение средств, проектирование, реализация проекта - задачи компаний. Надеемся, что они сделают это максимально быстро. Хотя это нужно было делать одновременно со строительством садкового хозяйства, потому что полностью зависеть от поставщика в Норвегии было достаточно опрометчиво.

            - Говоря о туризме в Мурманской области, в первую очередь представляются горнолыжные склоны Хибин. А чем может быть привлекательно Заполярье летом, особенно, в свете роста внутреннего туризма?

            - Для нашего региона может быть актуален этнотуризм, связанный с саамами. В Ловозерском районе существует саамская деревня "Саам сыйт", где можно прикоснуться к культуре саами, узнать подробнее об их быте, традициях, наконец, просто прокатиться на оленях. Нельзя забывать и про рыбалку, в том числе элитную. У любителей активного отдыха популярностью пользуются путешествия на полуостров Рыбачий и Средний на квадроциклах, где остались в полной сохранности сооружения времен Великой Отечественной войны, путешествия на хребет Муста-тунтури, сплавы по реке Кутса в Кандалакшском районе. Водный туризм вообще очень популярен.

            Подчеркну, что все эти туры носят эксклюзивный, не массовый характер. Сейчас раскручивается бренд Териберки, туда едут на морскую рыбалку и посмотреть места съемок "Левиафана". У нас есть свои эксклюзивные продукты, но люди должны поставить перед собой цель посетить Крайний Север, предпочтя его отпуску у теплого моря - это своя, другая философия.