Заполярье встречает 2023 год в ожидании старта крупных промышленных и логистических проектов. Они окажут эффект как на экономику региона, так и на экономику России в целом. В интервью "Интерфаксу" губернатор Мурманской области Андрей Чибис рассказал, какой эффект для развития региона окажет освоение крупнейшего в России месторождения лития, как продвигается проект по газификации области и какие сферы сотрудничества уже налажены и будут выстроены между Мурманской областью и Белоруссией.
- Андрей Владимирович, одной из главных тем для промышленности в 2022 году стали планы по освоению Колмозерского месторождения лития, крупнейшего в России. Уже создано СП "Росатома" и "Норильского никеля" - "Полярный литий". По Вашим данным, в какие сроки возможно проведение аукциона на месторождение? Какой эффект окажет будущее производство на экономику региона?
- Выход распоряжения правительства РФ о проведении аукциона ожидаем со дня на день. Со своей стороны сопровождаем этот процесс в ежедневном режиме, в том числе, прохождение документов внутри аппарата правительства. Важно провести аукцион и все необходимые процедуры в первом квартале 2023 года. Отмечу, что мы занимались этой темой около года, обсуждали разработку месторождения с правительством. Текущая ситуация подтолкнула в сторону принятия решения.
Эффект для экономики будет огромен. Литий - металл, без которого современная экономика жить не может. Считайте, это будет крупнейшее в стране производство лития. Если на аукционе победит консорциум "Норникеля" и "Росатома", то переработку сырья планируется вести на АО "Кольская ГМК" (КГМК, "дочка" ГМК "Норникель" - ИФ). Таким образом добавленная стоимость останется у нас в области.
Проект важен для социально-экономического развития Мурманской области. Его реализация позволит создать более 1 тыс. рабочих мест. За весь период реализации проекта общий объем налоговых отчислений в консолидированный бюджет РФ составит около 450 млрд рублей, из них в областной бюджет - 185 млрд рублей. Кроме того в случае победы этого консорциума будет подписано очень четкое соглашение по социальному партнерству на серьезную сумму. До подписания документа раскрывать ее размер не буду.
- Там же - в Ловозерском районе - находится месторождение металлов платиновой группы Федорова тундра, которым занимается компания "Федорово Рисорсес". При этом Ловозерский район служит компактным местом проживания коренного малочисленного народа Крайнего Севера - саами. Как выстроен диалог с малыми народами, и выступает ли правительство Мурманской области за сохранение их традиционного образа жизни, оленеводства?
- Начну с оленеводства. Безусловно, мы поддерживаем эту отрасль - напрямую из областного бюджета. В 2022 году было выделено 65 млн рублей на несколько видов субсидий: на переработку мяса оленя, на корма. Дополнительно мы обеспечили нашим оленеводам, как и договаривались, гарантированный спрос через школьное питание. И мы, таким образом, делаем вклад в воспитание культуры нашей арктической кухни.
Конечно, мы занимаемся учетом интересов, чтобы сохранить оленеводство и развить промышленные проекты, чтобы все было гармонично. Можно сказать, мы выступаем модераторами между промышленниками, потенциальными и действующими инвесторами и теми, кто занимается традиционным видом деятельности. По моим ощущениям, у нас получается. Во всяком случае я не вижу сейчас споров, конфликтных ситуаций. Очень благодарен саамам - они очень добросовестно и корректно себя ведут. У саами есть права, за соблюдением которых мы следим. Это - льготная аренда, рыбопромысловые участки, прямые субсидии на приобретение, в частности, снегоходов - всего то, что необходимо саамским общинам. На мой взгляд, сейчас мы вышли на очень комфортное, гармоничное сотрудничество с глубоким уважением к традициям саами.
- Газификация Мурманской области была одной из тем ваших встреч на протяжении 2022 года с президентом РФ Владимиром Путиным и председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером. В ноябре на горнопромышленной конференции озвучивалось, что уже ведется работа с земельными участками. Означает ли это, что определена "география" будущего газопровода?
- Действительно, уже отработана трассировка, отработаны места размещения газораспределительных станций. Сейчас ведется трассировка распределительных сетей по муниципалитетам в зависимости от того, где котельная, где предприятия. Этой работой очень плотно заняты коллеги из "Газпрома" и правительства Мурманской области. Эти данные лягут в рамках проектирования в проектную документацию.
- Мурманская область может принимать белорусские грузы, Вы вели об этом речь с 2021 года. Компании из Белоруссии уже начали перевалку через порт Мурманск, а в правительстве области неоднократно упоминали совместный проект с "Беларуськалием" по строительству терминала для перевалки калийных удобрений. В какие сроки планируется начать строительство специализированного терминала?
- Сейчас идут переговоры трех сторон - Мурманской области, белорусских партнеров и "Государственной транспортной лизинговой компании", которая может стать партнером в этом проекте. На западном берегу Кольского залива уже подобраны два оптимальных участка под размещение терминала. Я надеюсь, что в начале следующего года руководство России и Белоруссии утвердит финансовую модель и начнется соответствующая работа.
Могу сказать, что при оптимистичном прогнозе в 2023 году должно начаться проектирование терминала, а в 2024 году может начаться его строительство. Белорусские коллеги, включая премьер-министра, выражали желание лично увидеть будущую площадку под терминал. Не исключаю, что их визит состоится в первом полугодии (2023 года - ИФ).
Что касается фактической работы с Белоруссией, мы договаривались на встрече (с президентом Белоруссии Александром Лукашенко в сентябре 2022 года - ИФ), чтобы начать перевалку через уже существующие мощности в порту Мурманска.
В целом мы видим большие перспективы с конкретными проектами на западном берегу Кольского залива. На совещании у вице-премьера Андрея Белоусова по Мурманскому транспортному узлу (МТУ) шло обсуждение, что со дня на день будет заключен контракт на завершение строительства железнодорожной инфраструктуры для порта "Лавна". Правительство РФ выделяет 37,7 млрд рублей для комплексного развития МТУ, и первые транши пойдут уже в этом году, чтобы работа могла начаться в ближайшее время. Дополнительно на энергоснабжение западного берега Кольского залива мы получаем бюджетную субсидию в размере 4,2 млрд рублей. В результате западный берег позволит кратно увеличить объемы перевалки.
- Какие еще сферы сотрудничества Вы видите для Мурманской области с Белоруссией? Руководители горнопромышленных компаний региона в ноябре на профильной конференции вспоминали проект 2018 года по созданию сервисного центра "БелАЗа" - необходимого в текущих условиях.
- Договоренность с "БелАЗом" о создании ремонтно-сервисного центра уже достигнута, это, действительно, важно и актуально. Кроме того в апатитском (г.Апатиты) филиале Мурманского арктического государственного университета откроется лаборатория "БелАЗа", чтобы на месте - в нашем горнопромышленном кластере - готовить специалистов по управлению и ремонту этой техники. Дополнительно "БелАЗ" работает над созданием горной техники конкретно под запрос наших промышленников. Уже сейчас мы приобретаем в Белоруссии троллейбусы и автобусы, и эту работу планируем продолжать. Также техника из Белоруссии пополнила наш парк коммунальной техники.
С одной из российских авиакомпаний обсуждаем возможность возобновления прямого сообщения между Мурманском и Минском. Запрос на такой рейс есть как с белорусской, так и с нашей стороны.
Не исключаю, что еще одной сферой сотрудничества станет строительство. Во-первых, крупные строительные компании из Белоруссии готовы с нами работать, и переговорный процесс уже прошел. Во-вторых, они сохранили хорошую базу, советскую школу проектирования. Уже сейчас белорусским проектировщикам поручен проект реконструкции областного дворца культуры им. Кирова.