Куршская коса уже давно стала туристическим брендом Калининградской области наряду с Балтийским морем и янтарем. Уникальная природа объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО притягивает и завораживает калининградцев и гостей из разных областей России. Но для того, чтобы совместитель хрупкую природу косы и туристический поток, сотрудникам национального парка приходится затрачивать немало усилий. О том, какие вопросы приходится решать коллективу парка, и о планах его развития в интервью "Интерфаксу" рассказал директор нацпарка Анатолий Калина.
- Анатолий Анатольевич, в начале года на Калининградскую область обрушилось несколько сильных штормов, серьезно навредивших приморским муниципалитетам. Пострадала и Куршская коса. Какова сейчас ситуация?
- В этом году у нас повторилась ситуация, как в 2019 году, когда коса серьезно пострадала из-за отсутствия песчаных наносов на берегу. На этот раз произошел размыв берега в прикорневой части у Зеленоградска, а также у поселка Лесной. Также на протяжении порядка 15 км береговой черты были сломаны и смыты деревянные переходы, которые позволяли туристам спускаться на берег, не разрушая авандюну. Благодаря помощи регионального правительства госпредприятие "Балтберегозащита" уже разыграло контракт на проведение восстановительных работ.
Буквально на днях начались работы по насыпке каменной гряды вдоль моря, потом будет проводиться восстановление авандюны и установка волнорезов на протяжении 3 км. Это будут свайные волнорезы из одного ряда стволов деревьев, как уже сделано в Светлогорске и Пионерском. У нас они будут длиной 70 метров, и расстояние между ними также составит 70 метров. Волнорезы установят в прикорневой части косы, которая традиционно страдает от штормов, и где море периодически заливает нашу единственную дорогу.
Мы надеемся, что установка мощной каменной гряды перед волнорезами приведёт к образованию наносов песка на пляже. Однако здесь наши ожидания связаны с дальнейшей работой по добыче песка в море и доставке его к берегу для появления на косе по-настоящему широких пляжей, которые и будут играть основную роль в защите косы от морской стихии.
Что касается разрушенных переходов, то и они, конечно, будут восстановлены, работы уже начались. Первым будет сделан переход у музейного комплекса, он будет выполнен не из традиционного дерева, а из нового экологического материала на основе глубокой переработки вторичного сырья, в частности, пластика. Гарантия на него составляет 15 лет. Мы посмотрим, как он поведёт себя, когда по нему в различных погодных условиях пройдут тысячи туристов. Если выдержит испытания, то из него затем будет построен настил на экологической тропе "Высота Эфа".
- Есть ли новости о планировавшемся ремонте единственной дороги, пострадавшей во время штормов?
- Наша многострадальная дорога, действительно, требует хорошего ремонта, и уже выделены средства. Работы будут выполнены в районе КПП на въезде на косу. Протяженность многополосного участка увеличится до 500 метров, ширина – до нормативной, что позволит более оперативно управлять потоком транспорта.
Уже разыгран контракт на разработку проекта ремонта дороги на косе на всем ее протяжении, работы начнутся в ближайшее время. Но они довольно масштабны с точки зрения согласования с различными ведомствами, в том числе Главгосэкспертизой. Строительство должно начаться в 2025 году.
- Сейчас на побережье области активно строится велодорожка, должна она появиться и на косе. Что нового у вас по этой теме?
- Это долгожданный проект, и сегодня он по-настоящему реален. Конкурс на строительство велодорожки объявлен 26 мая, так что этим летом начнется реализация. Финансирование проекта на 2022 год в размере 350 млн рублей мы получили. На следующий год финансирование составит еще 66 млн рублей.
Надеемся, что с подрядчиком нам повезёт, и он будет строить ответственно и соблюдать все сроки и технологии. Сегодня с федеральными деньгами играть не получится, так как все пойдет через казначейство. Мы будем перечислять деньги не подрядчику, а в казначейство, которое сначала проверит документацию и фактическое выполнение работы и только потом выплатит средства строителям.
Предстоит построить 43,9 км велодорожки шириной 3 метра. Думаю, что она будет пользоваться популярностью. А если вблизи Зеленоградска сделать разгрузочную станцию, где можно будет оставлять личные автомобили, открыть прокат велосипедов, то и движение по ней будет активным. Однако велосипедистам, как и всем посетителям нацпарка, придется покупать билет на посещение за 300 рублей.
- Куршская коса уже давно стала брендом Калининградской области наряду с янтарем. Какова у вас динамика турпотока?
- Туристическая нагрузка на нацпарк очень большая. Если в 2010 году у нас побывали 230 тыс. туристов, то в прошлом году посетителей было уже более 800 тыс. Можно смело утверждать, что коса стала тем местом, куда стремится попасть большинство туристов, прибывающих в регион на отдых.
В этом году мы ожидаем не меньше гостей, чем в прошлом. Об этом говорят не только итоги майских праздников, но и период с начала года. С 1 по 10 мая на косу приехали 32 тыс. 200 человек, что фактически соответствует показателям прошлого года – 32 тыс. 728 посетителей. В этом году на туристический поток в регион серьезное влияние оказала политическая ситуация: многие россияне посчитали, что у нас не совсем спокойно. Министерству туризма области пришлось прилагать немалые усилия, чтобы убедить потенциальных гостей в благополучной ситуации в регионе.
- На протяжении многих лет нацпарк активно развивал туристический потенциал: прокладывались новые маршруты, оформлялись смотровые площадки, построена деревня эпохи викингов. Что еще планируете?
- Да, проделана большая работа. В этом году планов создания новых маршрутов нет - нам бы имеющиеся поддерживать в хорошем состоянии. Мы создали две бригады сотрудников, которые ежедневно проверяют маршруты на пригодность и эстетический вид: меняют поломанные и подгнившие доски и ступеньки, перила, ограждения, подкрашивают и устраняют последствия, так сказать, созерцательного и познавательного туризма. Ведь не секрет, что наши люди, даже находясь в тиши леса, не всегда ведут себя спокойно, без всплесков разрушительных эмоций. Именно поэтому мы переходим на новые материалы – с антивандальными свойствами.
Развивая туристический потенциал территории, мы активно занимаемся реконструкцией маршрутов. Так, концептуальные изменения запланированы на "Высоте Эфа", где реконструкция начнется в следующем году. Планируем расширить там автостоянку. Фактически будет две автостоянки: с одной стороны автодороги - для туристических автобусов, с другой - для легковых автомобилей. Также мы планируем развивать водный и воздушный туризм. Если нам удастся согласовать полеты над косой и Куршским заливом, у туристов появится возможность обозревать Куршскую косу с борта небольшого самолета-амфибии.
Вскоре начнет принимать посетителей деревня эпохи викингов. Два раза в неделю по предварительным заявкам туристы смогут окунуться в интерактивную атмосферу жизни той эпохи. Прошлым летом она была очень популярна среди наших гостей.
Если говорить о предпочтениях наших посетителей, популярностью пользуются несколько маршрутов. Активно туристы посещают музейный комплекс нацпарка, полевой стационар "Фрингилла" (орнитологическая станция – ИФ), который открылся после зимнего перерыва 1 апреля, экотропы "Королевский бор", "Высота Мюллера", "Высота Эфа" и "Озеро Лебедь". Последний маршрут сегодня работает на малые группы посетителей, прибывающих на легковых автомобилях, но мы намерены сделать там большую стоянку для автобусов.
- Вы говорили, что именно от нерадивых туристов серьёзно пострадал Танцующий лес. Какая ситуация сегодня на этом маршруте?
- В Танцующем лесу по национальному проекту "Экология" создано 1200 метров почвозащитного настила шириной 2 метра, без ступеней – доступного для людей на колясках и с колясками. Но пока еще не установлены ограждения. А так как даже нахождение на территории инспекторов не становится препятствием для особо любознательных туристов, которые пытаются залезть на деревья для селфи, можно смело говорить, что такие туристы уже наполовину "убили" Танцующий лес. Принято решение о закрытии маршрута до установки там ограждений. Но к июлю мы постараемся защитить деревья от активных туристов и открыть маршрут для посетителей.
По этому лесу сделан дизайн-проект по новому оформлению этой уникальной территории. Мы планировали открыть Танцующий лес к июню, но отказались, потому что лесная дорога, по которой туда подъезжают туристические автобусы, еще находится в неудовлетворительном состоянии. Принято решение сделать эту дорогу капитальной на основе бетона - это позволит нам полностью выдержать новую концепцию этого туристического объекта, который является, наверное, самым популярным на косе. К уникальности и неповторимости самих деревьев добавится особое оформление, которое заметно украсит эту территорию.
- Туристические компании организуют поездки на косу практически ежедневно даже в осенне-зимний сезон. Как вы с ними взаимодействуете?
- С нацпарком сегодня сотрудничают все крупные турфирмы региона – порядка 40 компаний. С ними заключены соглашения, которые позволяют отслеживать число организованных посетителей. Но в последнее время появились небольшие турфирмы, которые пытаются провезти на территорию людей без оплаты посещения, в основном это автобусы вместимостью от 7 до 15 человек. Понятно, что сегодня, когда область стала популярна у туристов из других регионов России, многие предприниматели решили заработать, рассчитывая на авось. Им неинтересно, что каждый сезон мы проводим для гидов и экскурсоводов соответствующее обучение, выдаем свидетельства, позволяющие работать на нашей территории целый год.
Для выявления неорганизованных посетителей введена система контроля, которая действует на каждом маршруте. Туристы могут оплатить посещение на месте или онлайн, чтобы не попасть под штраф в размере 4 тыс. рублей.
Здесь надо понимать суть вопроса. Любой гражданин может приехать на территорию поселков Куршской косы для отдыха, посетить пляж, но для выхода на маршрут или на другую часть инфраструктуры нацпарка он должен иметь билет на посещение. Приобрети его сегодня очень просто – онлайн или в кассе на КПП.
- Прошлым летом большой резонанс вызвало катание известного актера по дюнам на квадроцикле, что строго запрещено. Как вы боретесь с такими нарушителями?
- В прошлом году у нас составлено 660 протоколов о нарушении правил посещения нацпарка (выписан административный протокол и оплачен штраф). Речь идет о самых различных нарушениях – хождение по дюнам, катание с песчаных склонов, пикники и разведение костров. Как правило, это калининградцы. К примеру, только за неделю майских праздников составлено 7 протоколов о разведении костров. Наша система контроля тремя бригадами инспекторов и оперативной группы работает круглосуточно. Мы приобрели для них квадроциклы, на которых они контролируют территорию со стороны моря, не заезжая на авандюну. При этом повышается экологическое сознание людей – нам стали чаще сообщать о нарушениях. Лето для нас - самый напряженный сезон в этом смысле.
- В последнее время популярность набирает отдых в экологичных глэмпингах. В прошлом году работало два таких места. Будете расширять этот вид отдыха?
- Этим летом, как и в прошлом году, будут работать два глэмпинга - в районе поселков Морское и Лесной. Один рассчитан на прием 20 человек, второй – на 24. Планов по открытию новых глэмпингов нет. При этом спрос на отдых в них очень большой. Инвесторы постоянно приезжают с предложениями, но получают отказ. Мы не должны стремиться к увеличению мест стационарного размещения гостей в нацпарке - это серьезная нагрузка на хрупкую природу.
- Сегодня на косе много предложений от гостиниц¸ владельцев апартаментов и квартир о сдаче на летние месяцы по довольно высоким ценам. Нацпарк может как-то отслеживать и регулировать появление новых мест размещения?
- Наше законодательство четко определяет, что любая деятельность, связанная с приемом туристов, согласуется с министерством природных ресурсов и экологии РФ. Если таких согласований у предпринимателя нет, к нему приходит прокуратура. Но в последнее время таких смелых и безответственных бизнесменов практически нет.
Получить землю в нацпарке под какой-либо вид деятельности, в том числе туристический, сейчас невозможно. Арендаторы, которые успели это сделать, но не согласовали новые договоры, получили отказ. За время моей работы мы расторгли 6 таких договоров. Парк выиграл два суда о сносе незаконных строений. Последний суд был в прошлом году - строение, которое сдавали с целью туризма, уже демонтировано.
В настоящее время получить землю на косе невозможно, ее можно только купить у правообладателей. Все лесные участки, на которые оформлена аренда, находятся под контролем Росимущества. Мы внимательно следим за деятельностью арендаторов, контролируя все моменты, связанные с лесным законодательством. На данный момент распределять землю на Куршской косе может только Росимущество по согласованию с Минприроды России. Но даже если появится, к примеру, мощный инвестор на значимый проект, процесс пойдет через аукцион, финал которого может быть непредсказуем. Поэтому федеральные ведомства такие предложения не рассматривают.
- Приближается лето, вопрос пожаробезопасности выходит на первое место. Тем более, что на косе есть леса горной сосны, которая считается особо огнеопасным деревом, горит как порох.
- Да, такая проблема для нас очень актуальна. Мы просим всех туристов не только строго соблюдать меры пожарной безопасности, но и не проходить мимо тех, кто разводит костры. Не хотелось бы, чтобы повторилась ситуация 2014 года, когда от возгорания на территории поселка загорелся лес на дюне, который мы тушили в течение 8 часов. Тогда пожар распространился на 13 га, что стало для нас очень серьезным испытанием. После того случая мы усилили свои технические возможности по борьбе с огнем.
Безусловно, мы проводим и мероприятия по природной пожаробезопасности. Заросли низкорослой горной сосны заменяются на высокоствольные смешанные леса. Такая работа ведется уже более 25 лет. Это так называемые ландшафтные рубки с целью повышения биоразнообразия насаждений, формирования привлекательных ландшафтов и повышения их эстетической, рекреационной ценности и устойчивости. Но все же именно от людей исходит опасность появления огня на косе, поэтому мы планируем создать специальный турмаршрут на месте того пожара, чтобы люди могли увидеть, к чему приводит пожар на косе.
- Лето - это и грибной сезон. Бытует мнение, что на косе запрещено собирать грибы и ягоды, хотя многие едут именно сюда с корзинами и лукошками. Так все-таки можно или нельзя?
- Можно, но не везде. На нашем сайте есть специальная карта, где отмечены зоны для разрешенной "тихой охоты". Собирать грибы можно в районе поселков и в рекреационных зонах. Об этих зонах посетителей извещают информационные щиты, а в заповедных и строго охраняемых зонах нахождение людей запрещено. Штраф за нарушение этого правила - 3-4 тыс. рублей.
- Недавно национальный парк "Куршская коса" Литвы сообщил, что прекращает сотрудничество с российскими коллегами. Отразится ли это на вашей деятельности?
- Причина отказа от сотрудничества непонятна. Когда в 2000 году Куршская коса стала объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, мы вместе с литовскими коллегами разрабатывали планы управления каждый своим участком полуострова. Затем они объединялись и направлялись в МИД России, а тот уже направлял общий документ в ЮНЕСКО. Для нас все действия по управлению этим планом остаются прежними. Мы свою документацию будем направлять в МИД России, а что будет делать литовская сторона в данном вопросе, нам неизвестно. Работа на российской части косы будет идти, как прежде. Мы на постоянной основе продолжаем сохранять природное и историко-культурное наследие косы в рамках российского законодательства.
- Появилась информация, что на Куршской косе будут организованы морские прогулки на катере. Вы будете заниматься этим в рамках развития водного туризма?
- Идею включения косы в программу водного туризма поддержал губернатор Антон Алиханов, что придало нам уверенность и поддержку в предпринимательской среде. Уже идет строительство маломерного судна, которое будет задействовано. Также прорабатывается довольно протяженный водный маршрут по акватории Куршского залива, он должен пройти от Зеленоградска вдоль Куршской косы, затем свернет к другому берегу залива к городу Полесск, а возможно, и далее по рекам области. Мы уже опробовали один из таких маршрутов - стартовали от своего музейного комплекса, дошли по заливу до Полесска, а затем по реке Дейма пришли в Гвардейск, где расположен орденский замок Тапиау, на базе которого будет создан крупный центр туризма.
Конечно, концепцию таких водных маршрутов надо детально прорабатывать. Небольшие туристические катера и лодки - это не круизные комфортабельные суда с ресторанами и ванными комнатами. Все бытовые и другие вопросы требуют особого внимания, сегодня мы думаем над этим. В ближайшее время со Славским районом получим карту каналов и рек и будем уже детально прорабатывать варианты движения по ним. Бизнес, который занимается сельским туризмом в Славском и Неманском районах, готов с нами работать. На косу едет много туристов, она может стать отправной точкой для новых маршрутов через Куршский залив на противоположный берег.
Мы уверены, что такие экскурсии будут пользоваться спросом, потому что в области не хватает именно водного туризма. При этом у нас в регионе расположены польдерные земли, находящиеся ниже уровня моря, каналы которых являются естественными водными дорогами. Да, у нас нет голландских ветряных мельниц, но зато есть старинные разводные железные мосты, которые тоже создают местный колорит. Но сейчас мы находимся в самом начале этого пути. Турфирмы готовы участвовать в подобных проектах.
- Какие-то еще новшества ждать в этом году?
- Законодательство в отношении особо охраняемых природных территорий (в том числе национальных парков) в прошлом году изменено в соответствии с реалиями настоящего времени, чтобы старые нормы не тормозили развитие этих территорий. Сейчас с учетом данных изменений Минприроды России приводит положения об особо охраняемых природных территориях в соответствие с изменившимися нормами. Это касается всей системы национальных парков страны. Надеемся, что это будет серьезный импульс к совершенствованию всей нашей работы, направленной на сохранение природы, в совокупности с развитием туристического потенциала Куршской косы.