Москва / Точка зрения 22 июня 2017 г. 16:34

Засвидетельствовать "сон"

Interfax-Russia.ru - Художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников попросил зрителей подтвердить факт постановки спектаклей в рамках проекта "Платформа".

Засвидетельствовать "сон"
© РИА Новости. Владимир Астапкович

Пресненский суд Москвы 21 июня отправил под арест экс-директора "Гоголь-центра", бывшего генерального продюсера автономной некоммерческой организации "Седьмая студия" Алексея Малобродского. Ему предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном в составе группы лиц (ч.4 ст.159 УК РФ).

Экс-директора "Гоголь-центра" задержали в ходе расследования уголовного дела о хищении бюджетных средств, выделенных "Седьмой студии". По версии следствия, лица из числа руководителей "Седьмой студии" с 2011 по 2014 годы похитили около 200 млн рублей, выделенных государством на развитие и популяризацию искусства.

Фигурантами уголовного дела являются бывший главный бухгалтер "Седьмой студии" Нина Масляева и бывший директор организации Юрий Итин, которым суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста.

В свою очередь Малобродский, по версии следствия, в 2012 году вступил в преступный сговор с Итиным и Масляевой с целью похитить часть средств, выделенных на культурные проекты, одним из которых был спектакль "Сон в летнюю ночь", в итоге не поставленный. Сумма ущерба, по версии следствия, по этому эпизоду составляет более 2 млн 300 тыс. рублей.

Свое ходатайство об аресте Малобродского следователь мотивировал тем, что фигурант дела свою вину не признает, а его причастность к инкриминируемым ему деяниям подтверждают показания обвиняемых по делу, подозреваемых и ряда свидетелей.

"Установлено, что он имел доверенность распоряжаться денежными средствами, выданную Юрием Итиным. На свободе он может попытаться встретиться со свидетелями и оказать на них давление. Также он имеет двойное гражданство - России и Израиля - и может скрыться от органов предварительного следствия за пределами страны", - такие доводы привел следователь.

Вина Малобродского, по версии следствия, подтверждается, в том числе, показаниями Итина и Масляевой.

Со своей стороны, адвокат Малобродского Юлия Лахова, просившая суд отказать в удовлетворении ходатайства следствия, обратила внимание на многочисленные публикации СМИ о том, что "Сон в летнюю ночь" поставлен был. Кроме того, она ссылалась на приобщенное к материалам дела письмо замминистра культуры Ивана Демидова, датированное 2012 годом, в котором тот благодарит основателя "Седьмой студии" Кирилла Серебренникова за реализацию проекта "Платформа", в рамках которого был поставлен "Сон в летнюю ночь".

В ответ следователь отметил, что публикации в прессе о спектакле "Сон в летнюю ночь" не могут являться доказательствами того, что постановка действительно была. "Газеты могут написать что угодно", - заявил следователь.

Сам Малобродский свою вину не признает, но готов сотрудничать со следствием. "Утверждать, что спектакля "Сон в летнюю ночь" не было - это, выбирая самое мягкое выражение, не соответствует действительности. Имущество, использованное в постановке, думаю, осталось до сих пор. С его поставщиком меня познакомила Нина Леонидовна Масляева. Я никогда не участвовал ни в каком сговоре и никаких денег не осваивал и не похищал", - сказал в суде экс-директор "Гоголь-центра".

Что же касается утверждения следствия о том, что у него была доверенность на распоряжение денежными средствами, которые получала "Седьмая студия", то Малобродский уточнил, что у него была доверенность лишь на ведение переговоров и заключение договоров.

По его словам, ему также непонятны мотивы тех людей, которые дали на него показания. "Возможно, это связано с тем, что в "Седьмой студии" я был единственным сотрудником, который не привел никого за собой. Нину Масляеву, например, пригласил на работу Юрий Итин, хотя я возражал против этого. Могу предположить, что люди, взятые на работу по знакомству на работу, могут быть заинтересованы друг в друге", - заключил Малобродский.

Между тем, художественный руководитель "Гоголь-центра" режиссер Кирилл Серебренников обратился к зрителям с просьбой помочь собрать доказательства, что спектакли на самом деле были поставлены и до сих пор присутствуют в репертуаре.

"Мы должны доказывать, что проект "Платформа" действительно был. 100 афиш оригинальных мероприятий, сделанных нами за три года, могут не убедить тех, кого мы должны убедить. Может, ваши свидетельства, воспоминания и впечатления зрителей "Платформы" станут доказательствами того, чему я и вся наша команда "Седьмой студии" посвятили три года жизни", - обратился с просьбой к друзьям и подписчикам Серебренников на своей странице в соцсети Facebook.

Он также создал альбом с фотографиями афиш спектаклей "Платформы". Особенно режиссер отметил спектакль "Сон в летнюю ночь", который, как он напомнил, был сыгран на "Платформе" более 15 раз.

"Потом мы его играли в Париже в театре Шайо, потом мы его играли на фестивале "Балтийский дом", он был номинирован на всевозможные театральные премии... А теперь нам следователи СК говорят, что его нет и не было! И за то, что его нет и не было, сажают за решетку Алексея Малобродского и преследуют тех, кто делал "Платформу"!", - написал Серебренников.

"Следующая серия спектаклей "Сон в летнюю ночь" начинается в "Гоголь-центре" с 3 по 8 июля. Мы ее будем начинать заявлением о невиновности наших товарищей, попавших в беду", - добавил он.

На просьбу Серебренникова уже откликнулись. Посмотревшие спектакль оставили свои комментарии на страничке режиссера.

"Потрясающая декорация в трех пространствах (одна она должна стоить бешеных денег): выстроенного павильона (дерево и стекло) в первом действии, класса с партами - во втором, вращающегося огромного круга - в третьем+костюмы. Я могу поискать у себя в компьютере фотографии, может быть, я снимала", - написала, в частности, историк кино, театровед, режиссер, сценарист, педагог, переводчик, кандидат искусствоведения Галина Аксенова.

"Если это был сон, то не будите меня, пожалуйста. "Сон в летнюю ночь" смотрела несколько раз, начиная с самого work in progress. "Смотрела" не подходящее слово, когда ты вместе с этими героями находишься в одном пространстве, перемещаешься в другое, думаешь, слушаешь, прислушиваешься, удивляешься, мечтаешь, дышишь.... одним словом живешь", - отметила еще одна из зрительниц.

О том, что является "реальным свидетелем существования этого спектакля, так как неоднократно присутствовал на показах этой постановки", заявил и художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра Борис Мильграм.

"Премьера спектакля состоялась в пространстве Центра современного искусства "Винзавод", а с 2013 года спектакль входит в репертуар Гоголь-центра и до сих пор играется на сценической площадке этого театра", - отметил режиссер.

По его мнению, спектакль "Сон в летнюю ночь" в сценической редакции Кирилла Серебренникова по текстам Валерия Печейкина является одним из выдающихся спектаклей в истории современного театра.

"Будучи руководителем театра, я могу реально оценить не только художественные достоинства этого спектакля, о которых в прессе писали такие авторитетные театральные критики как Павел Руднев, Алена Карась, Анна Банасюкевич, Марина Шимадина и другие, но и его финансовую сторону", - написал Мильграм.

Он отмечает, что в постановке используется сложная сценография: "Каждый из трех актов спектакля играется в своем пространстве, каждое из которых представляет собой сложную архитектурно-декорационную конструкции, каждая из которых даже по самым скромным подсчетам требует больших финансовых вложений".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook