Interfax-Russia.ru – Одну из участниц группы Pussy Riot Екатерину Самуцевич освободили прямо в зале суда. Адвокаты оставшихся под стражей девушек намерены обратится в Европейский суд по правам человека.
Черту под нашумевшим делом российской панк-группы Pussy Riot подвели еще в августе. Несмотря на неоднозначную реакцию общества, участниц группы обвинили в хулиганстве и приговорили к двум годам лишения свободы каждую. Впрочем, на этом история не закончилась – негодующие сторонники группы вышли на митинг, а в нескольких российских городах от рук вандалов пострадали поклонные кресты и православные храмы. Ликование противников также оказалось шумным - так после оглашения приговора в одном из столичных ресторанов завязалась потасовка между сторонниками и противниками Pussy Riot. А настоятель нескольких московских храмов игумен Сергий (Рыбко) составил специальную инструкцию для своих прихожан, в которой разрешил им применять физическую силу против хулиганов.
"Вообще-то мы ожидаем помощи от государства, поскольку оно позиционирует себя как правовое. Но если такой помощи не будет, то ничего удивительного, что православные будут защищать свои храмы хотя бы и дубинами. Если надо, будем защищаться. Если надо - будем в тюрьмах сидеть за веру. Социальная концепция наша допускает не исполнять законов, если они противоречат Евангелию и христианской совести", – заявил священник православному изданию "Крестовский мост".
Интерес к делу подогревал и тот факт, что приговор собирались обжаловать – очередное заседание назначили на 27 сентября. Однако завершилось оно неожиданно: одна из обвиняемых Екатерина Самуцевич отказалась от услуг своих адвокатов, объяснив решение несовпадением их позиций по делу. Хотя незадолго до этого Pussy Riot призывали выдвинуть своих защитников на Нобелевскую премию мира.
Сами адвокаты считали, что на Екатерину Самуцевич оказал давление кто-то из ее окружения. К тому же, после несостоявшегося пересмотра дела к арестанткам выстроилась целая вереница из адвокатов, которые наперебой предлагали девушкам свои услуги.
"Они попросту посылают их куда подальше. Но они продолжают ходить", - сказал "Интерфаксу" адвокат Марк Фейгин, пояснив, что о мотивах и целях такого навязчивого сервиса можно только догадываться.
Однако источник, знакомый с ситуацией, объяснил "Интерфаксу", что между адвокатами осужденных и близкой знакомой Екатерины Самуцевич произошел конфликт, связанный, в том числе, и с финансовой стороной дела, и участница панк-группы решила сменить защиту.
"В ситуации, когда каждый из троих адвокатов защищает каждую из троих обвиняемых, я не могла рассчитывать на их внимание к деталям, связанным со своими действиями", - пояснила Екатерина Самуцевич.
На поиски адвоката и ознакомление с делом ушло несколько недель – в октябре стало известно, что представлять интересы Екатерины Самцевич в суде будут Фарид Муртазин и Ирина Хрунова. Кстати, раньше Ирина Хрунова защищала музыкального критика Артемия Троицкого, а ее коллега представлял интересы фигурантов дела о беспорядках на Манежной площади.
Наказание по вине
В суде панк-молебен в Храме Христа Спасителя, который в считанные дни сделал Pussy Riot известными, расценили как хулиганство и девушек судили по п.2. ст. 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Хотя, по мнению экспертов, справедливым наказанием за танцы и песни на амвоне храма был бы штраф или арест на трое суток.
Позже выяснилось, что изначально уголовное дело было возбуждено по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Именно так выходку группы квалифицировали эксперты.
"Они (участницы Pussy Riot - ИФ) не скрывали свое отношение к Русской православной церкви, отношение у них негативное", – заявил прокурор Александр Никифоров.
В свою очередь полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский считает, что панк-молебен нельзя квалифицировать как хулиганство.
"Но если рассматривать вообще все действия панк-группы в музее, метро, храме, их репетиции, я всего 8 эпизодов насчитал, то можно задать вопрос, нет ли здесь экстремизма? Я задам этот вопрос в воздух", – пояснил он.
Как пояснил Interfax-Russia.ru управляющий партнер юридической группы "Селютин и партнеры" Александр Селютин, действия Pussy Riot можно трактовать по-разному, поскольку одних оскорбил сам панк-молебен, другие увидели в нем только политический подтекст, третьих вообще не устроило решение суда, поскольку оно, по их мнению, притесняет свободу слова.
"В любом случае, при анализе истории можно увидеть, что во все времена при назначении наказания учитывались реалии времени. Увидим, какие реалии сейчас после вступления приговора в законную силу", – пояснил эксперт.
В стороне не остались и политики. Так президент РФ Владимир Путин, имя которого упоминалось в скандальной песне, заявил, что считает их арест справедливым.
"На самом деле правильно, что их арестовали, и правильно сделали, что суд у нас такое решение принял. Потому что нельзя подрывать основы морали, нравственности, разрушать страну. Мы с чем останемся тогда? Я здесь не при чем. Они этого хотели, они это получили", - сказал Владимир Путин.
Впрочем, по мнению главы правительства Дмитрия Медведева, девушки уже провели достаточно времени в заключении, чтобы осознать свою вину.
"Пролонгация содержания в условиях тюрьмы применительно к этому случаю мне кажется непродуктивной", – пояснил премьер-министр.
Тем не менее, суд вынес обвинительное заключение по делу, и девушки должны были отправиться в колонию. Однако их защита настояла на обжаловании приговора, которое назначили на 10 октября. По мнению адвокатов Pussy Riot, в действиях группы не было состава уголовного преступления, к тому же девушки не хотели оскорбить чувства верующих, а акция носила политический характер.
Еще одним "но" в деле было равное наказание трех участниц группы.
На одном из заседаний отец Екатерины Самуцевич Станислав пояснил, что не понимает, почему арестовали его дочь. Он узнал о панк-молебне от следователя, который показал ему видеозапись произошедшего. На записи видно, что Екатерина, как и остальные участницы группы, надела на голову балаклаву и попыталась выйти на амвон, но ее задержала охрана.
"Ее вывели, поэтому она не успела ничего совершить. Почему ее задержали? Следователь мне сказал, что она имела намерение совершить какие-то действия и отказывается от содействия следствию. Этого оказалось достаточно для ее дальнейшего ареста", – пояснил на суде Станислав Самуцевич.
Тот факт, что одна из участниц группы Pussy Riot фактически не присутствовала в храме во время панк-молебна, признавали и адвокаты. Как пояснила адвокат Ирина Хрунова, действия девушек нужно квалифицировать отдельно.
"Екатерине Самуцевич удалось перешагнуть через ограждение, подняться на солею, надеть шапку с прорезями и достать гитару. После этого она сразу была схвачена сотрудником храма", - пояснила адвокат.
По ее словам, девушка провела в храме несколько секунд и не молилась, не прыгала, не выкрикивала бранные выражения, оскорбляющие верующих.
"Самуцевич не совершала тех действия, которые были описаны потерпевшими и свидетелями как хулиганские, поэтому суд не мог признавать ее действия как оконченное преступление. В своих показаниях она признает, что готовилась вместе со всеми к совершению панк-молебна, однако не приняла в нем участие по причине, от нее не зависящей", – сказала Ирина Хрунова.
Все это, по мнению защиты, должно было отразиться на приговоре, однако суд первой инстанции приговорил всех троих участниц группы к двухгодичному лишению свободы.
Другой адвокат Виолетта Волкова также пыталась убедить суд пересмотреть свое решение, поскольку девушки щадили чувства верующих, выбрав для свой акции такое время, когда в храме было немного прихожан.
"В данном случае неоднократно в судебном заседании зачитывался фрагмент о том, что при подготовке к данному молебну была составлена статья следующего содержания: "Служить молебен мы будем у алтаря, потому что в алтарь вход женщинам воспрещен", - процитировала адвокат статью, пояснив, что так участницы группы "щадили чувства верующих и не хотели их оскорбления".
К тому же адвокаты группы настаивали на повторном проведении экспертизы, поскольку считали, что в предыдущий раз специалистам задавали вопросы, не соответствующие их компетенции. Например, лингвист и психолог оценивали панк-молебен с юридической точки зрения. Однако суд отказался от повторной экспертизы.
Тем не менее, участницы Pussy Riot настаивали на своей невиновности, подчеркивая, что панк-молебен был всего лишь политической акцией.
"Ясно как день, что наше выступление в Храме Христа Спасителя политическое, а не антирелигиозное. Во мне нет никакой религиозной ненависти, в нашем выступлении ее не было ни у кого из нас", - заявила одна из участниц Надежда Толоконникова.
В течение трех часов защита группы пыталась убедить суд в невиновности своих подопечных. Итог оказался ожидаемым: приговор Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой оставили в силе, а Екатерину Самуцевич выпустили на свободу в зале суда. В течение двух лет девушка будет обязана отмечаться в полиции, а в случае повторного нарушения закона условное наказание ей заменят реальным. И хотя такое решение суда многим пришлось "по вкусу", правозащитники убеждены, что на свободу девушки должны были выйти вместе.
"Amnesty International приветствует любое решение, которое сократит неправомерное содержание трех женщин под стражей. Но не надо обманываться. Мы говорим, что торжества правосудия сегодня не случилось. В последние месяцы власти ввели многие ограничения на свободу мнений. Как показывает сегодняшнее решение (Мосгорсуда), мы опять не видим торжества правосудия", – заявил "Интерфаксу" глава российского отделения Amnesty International Сергей Никитин.
В то же время, в РПЦ еще раз призвали участниц группы покаяться в содеянном.
Тем временем защита Надежды Толоконниковой и Марии Алехиной, приговор которых оставили в силе, намерена добиваться справедливости и готова дойти до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) – в Европе пристально следят за делом Pussy Riot, поэтому там шансов на свободу у девушек гораздо больше.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".