Interfax-Russia.ru — Правозащитный центр "Насилию.нет" внесли в список иноагентов. Депутат Госдумы пообещала помочь организации.
Минюст РФ внес в реестр иноагентов правозащитный центр "Насилию.нет", который занимается проблемами домашнего насилия в России.
"29 декабря 2020 г. во исполнение требований действующего законодательства Российской Федерации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, включена Автономная некоммерческая организация "Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"", — сообщается на официальном портале Минюста.
Учредитель и директор центра "Насилию.нет" Анна Ривина рассказала в своем Фэйсбуке о том, как получила документы о признании организации иноагентом.
"Скажу так: 95% нам прилетело за законопроект против насилия, а 5% — за пропаганду ЛГБТ", — написала Ривина.
Так, центр активно поддерживал законопроект против насилия, который, по последним данным (https://www.interfax.ru/russia/704512), из-за пандемии коронавируса все еще остается в разработке.
"Я отползу в кусты и в тишину до начала января, так как батарейки совсем сели. Но очень разозлили, поэтому в 21 году мы будем делать больше, громче, прозрачнее и наглее", — пообещала директор "Насилию.нет".
Она также опубликовала фрагмент акта Минюста, подчеркнув, что в нем указана одна из причин признания организации иноагентом:
"Ситуация действительно очень забавная в печальном смысле этого слова. Если бы в нашей стране уже решалась проблема домашнего насилия, то в таком центре, как наш, не было бы необходимости", — считает она.
Позднее Ривина поблагодарила подписчиков за поддержку — ее пост набрал более 200 комментариев и репостов.
"Говорите все, что угодно, но я против нормализации статуса "иностранного агента". И "добро пожаловать в клуб" (что факт) тоже лишнее", — добавила она в ответ на утверждения, что статус иноагента в России стал почетным.
Зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина в своем телеграм-канале возмутилась из-за включения этого центра в реестр иноагентов и пообещала взять ситуацию под личный контроль.
"Одну из лучших российских общественных организаций помощи жертвам насилия — центр "Насилию.нет" — признали иностранным агентом. Это не первый случай, когда эффективные НКО на основании анонимных доносов попадают в этот список", — написала Пушкина.
По ее словам, любой здравомыслящий политик понимает, как важно поддерживать некоммерческий сектор, так как государство не может решить все социальные проблемы общества.
"Но нужно признать, что центру "Насилию.нет" и целому ряду других правозащитных организаций не приходится рассчитывать на финансовую поддержку государства. Мы знаем, что НКО, которые борются с домашним насилием в России, не раз подавали заявки на получение президентских грантов… Не дают!", — подчеркнула депутат Госдумы.
По ее словам, в последние годы гранты чаще получают общественные организации, поддерживающие традиционные ценности. А тем общественникам, которые "остаются вне идеологии", приходится участвовать в международных грантовых программах. Но даже выиграв иностранные грант, общественная организация рискует столкнуться с другой проблемой — получить статус иностранного агента.
"А это штрафы, непосильные расходы на бюрократию, публичный ярлык, который бесповоротно закрывает возможности работы с местными властями", — пояснила Пушкина.
Она напомнила, что закон об иноагентах был принят с целью выявить общественные организации, которые финансируются из-за рубежа и вмешиваются в политику России.
"Фонд "Насилию.нет" не занимается политикой, он существует только потому, что государство не ведет системной борьбы с домашним насилием. (…) Я глубоко убеждена, что эта организация приносит большую пользу обществу, во всеуслышание говоря о проблеме домашнего насилия. Никакой угрозы государству их деятельность не несет и нести не может", — отметила она.
Ранее в апреле психологи отмечали усугубление ситуации с домашним насилием в РФ на фоне изоляции. Тогда Анна Ривина заявила, что пока нет официальных данных по росту случаев домашнего насилия, но она отмечала рост количества обращений в их центр в этой связи.
"Мы обращались к правительству — как сделать так, чтобы не штрафовали тех, кто сбегает из дома, чтобы спасти свою жизнь. Не так давно начали сидеть на карантине, ситуация еще усложнится. Нам стали меньше звонить, люди боятся, но начали больше писать, мы перевели часть психологов в режим чатов", — сказала она.
Ривина отметила, что "пожилые люди, которых избивают сыновья, другие родственники, не выходят на связь, и мы не можем с ними связаться".
"Дети пишут, что родители ругаются, бьют друг друга. Мы тоже не можем ничего сделать. Наши полицейские и в мирное время не стремились помогать, мы просили не бездействовать, хотя бы выписывать какие-то меры, которые могут испугать агрессора", — добавила она.
Также, по ее данным, увеличилось количество случаев насилия в отношении детей и в принципе в семье.
"Мамы бьют детей. А бывает, что папы бьют мам, мамы — детей, а дети — кошек и собак. И усугубляет все невозможность перемещения, побега, невозможность попросить о помощи", — пояснила она.
Более того, кризисные центры из-за пандемии коронавируса перестали принимать людей, сбежавших из дома, отметила директор "Насилию.нет". По этой причине организация начала договариваться с отелями о временном приеме таких постояльцев.
"Насилию. Нет" существует с 2015 года. Основными целями центра являются борьба с домашним насилием, помощь пострадавшим.
"Мы действительно считаем, что семья — это любовь и поддержка, а не страх и насилие. Что нельзя никого воспитывать силой и унижениями, что один человек не может заставлять другого жить по своим правилам. Что за насилие должно быть стыдно агрессорам, а не пострадавшим", — сообщает Ривина.
Первые шаги к созданию законопроекта против домашнего насилия были сделаны в 2013 году группой юристов, в которую входили Мари Давтян, Алексей Паршин и Алена Попова. Затем в 2016 году документ внесли в Госдуму сенатор Антон Беляков и депутат Госдумы шестого созыва Салия Мурзабаева. В течение года он находился на рассмотрении, пока в конце 2017 к работе над ним не приступила Оксана Пушкина.
Затем версии законопроекта несколько раз отклонялись по разным причинам. В частности, депутат Госдумы Павел Крашенинников заявлял, что предложенные инициативы либо противоречат Конституции, либо другим законам, либо вмешиваются в частную жизнь. Работу над законопроектом также замедлила пандемия коронавируса и связанный с ней карантин, сообщали в Госдуме. Отмечалось, что к проекту закона вернутся после победы над инфекцией.
В конце июля 2020 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко Матвиенко заявила, что не может обозначить сроки внесения новой версии законопроекта в Госдуму.
"Надеюсь, в ближайшее время завершим эту работу и внесем законопроект в Госдуму", - сказала Матвиенко на пресс-конференции.