Москва / Точка зрения 14 августа 2012 г. 17:20

Свобода "в клеточку"

Interfax-Russia.ru – Драка у ночного клуба стоила самбисту Расулу Мирзаеву свободы. Спустя год его могли освободить в зале суда, но суд вновь вызвал эксперта, начав еще один раунд в громком деле.

Еще год назад мастера спорта и чемпиона мира по самбо Расула Мирзаева, или Черного тигра, знали лишь те, кто всерьез увлекался спортом. "Слава" же пришла к нему случайно, да и вряд ли спортсмен мечтал прославиться именно так. 15 августа 2011 года на выходе из клуба он повздорил с 19-летним Иваном Агафоновым и ударил его в челюсть. Этого оказалось достаточно, чтобы "нокаутировать" оппонента - тот во время падения ударился головой о бордюр и через несколько суток скончался в больнице.

Тогда многие осудили поступок самбиста, а в Госдуме предложили пойти на крайние меры и приравнять использование навыков боевых искусств к применению холодного оружия. Это могло обернуться для спортсменов, демонстрирующих свою силу вне зала, уголовной ответственностью и наказанием вплоть до лишения свободы на 15 лет. Впрочем, депутатская инициатива вскоре затерялась в думских коридорах, а Черный тигр, узнавший о смерти Ивана Агафонова из телевизионных новостей, пришел в полицию с повинной.

На разбирательство в тонкостях дела "Мирзаев vs Агафонов" у суда ушел год. За это время спортсмена дважды отпускали из-под стражи под залог, однако решения быстро опротестовывали, и спортсмен возвращался в камеру. Суд не смягчил даже тот факт, что до инцидента Расул Мирзаев избегал конфликтов, а соратники по клубу и знакомые характеризовали его как спокойного человека, на иждивении которого находится малолетняя дочь.

Тем не менее, арестованного спортсмена обвинили в причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть (ст. 111 УК РФ), и ему грозило наказание вплоть до лишения свободы на 15 лет.

По словам самбиста, он впервые увидел Агафонова, когда выходил с девушкой из московского клуба "Гараж" – молодой человек с друзьями запускали радиоуправляемую машинку на улице.

"Я стоял к ней спиной, прощался с другом, услышал, что у нее конфликт, она кричала "нет". Развернулся к ней, возле нее стоял Иван Агафонов. Она возмущалась, по лицу было видно, что недовольна", – рассказал подсудимый.

Мирзаев остановил молодого человека и поинтересовался, что тот хотел от его девушки.

"Он говорит: "Да телку хотел снять". Я говорю: "Эта девушка со мной, меня сними". Он: "Если надо, сниму", – добавил он, отметив, что после этих слов парень встал в стойку и уже начал замахиваться для удара, но самбист опередил его, ударив по лицу рукой наотмашь.

"Я рефлекторно, не сжимая кулак, наотмашь ударил его по лицу. Хотел дать пощечину, попал в область скулы", – рассказал Расул Мирзаев, отметив, что специально бил его слабой левой рукой, чтобы не нанести серьезных травм.

От удара Иван Агафонов потерял сознание и упал на спину, но Расул Мирзаев решил убедиться, что с молодым человеком все в порядке, и привел его в чувство. Наблюдавшие за потасовкой вызвали "скорую", а друзья юноши пообещали сообщить спортсмену, если состояние парня ухудшится. Позже ему сказали, что Иван в порядке и уже уезжает из больницы с друзьями.

"После этого я сплю, мне звонят по телефону и говорят включить телевизор. Я включаю, вижу свое лицо, и меня - в розыск. Я ничего не понимаю", – заявил спортсмен, отказавшись признавать свою вину.

Его показания подтвердили свидетели защиты, подчеркнув, что погибший вел себя очень агрессивно.

Работник клуба "Гараж" Вахтанг Джикия заявил, что Агафонов всегда приходил в клуб с большой компанией и порой участвовал в потасовках. А в тот вечер компания ребята "сильно выпили до приезда" и их не хотели пускать в клуб.

Кроме того, на суде представитель руководства клуба заявил, что друзья Ивана Агафонова, угрожая ему, требовали отдать им видеозапись с камер наружного наблюдения. Он также отметил, что угрожавший обещал "всем устроить, так как побили хорошего человека".

Об угрозах в свой адрес заявил и отец Ивана Александр Агафонов.

После драки друзья отвезли пострадавшего в больницу. Молодой человек жаловался на сильную головную боль, однако медики не нашли у него травм, угрожающих жизни.

Впрочем, как рассказали свидетели обвинения, после драки они с Иваном отправились в аптеку и уже оттуда поехали в травмпункт. Там пострадавшего не приняли из-за отсутствия документов и полиса. Тогда они поехали в Первую градскую больницу, но и там добиться осмотра удалось лишь после того, как один из парней накричал на врача.

"Если бы врачи оказали помощь вовремя, он бы выжил. Мы очень долго ждали хоть какую-то помощь, добились только того, что положили на койку в коридоре, – рассказал друг погибшего Александр Фадин. – По больнице я таскал его на себе, даже каталки никакой не было. Сначала около часа ждали дежурного врача, который спал, потом только повели на рентген. Мы просили воды для того, чтобы Ваня запил эту таблетку, а нам сказали - идите в магазин и покупайте".

В свою очередь врач, осматривавший Ивана Агафонова, пояснил, что у молодого человека не было серьезных травм.

"Мы обследовали его при поступлении, он не нуждался в реанимации, у него был зафиксирован очаг контузии в мозжечке и перелом затылочной кости", – рассказал в суде врач-нейрохирург Александр Анохин. Он отметил, что после осмотра молодого человека положили в травматологическое отделение, но через некоторое время его состояние ухудшилось, и его перевели в реанимацию. Медик не исключил, что причиной ухудшения самочувствия могла стать дополнительная травма. А как позже рассказал адвокат подсудимого, в больнице Агафонов упал с каталки и ударился головой о кафельный пол.

Как пояснил врач, удар, нанесенный Мирзаевым, был средней силы – у юноши появился отек на лице, но кости остались целы. Слова медика подтвердили двое экспертов, которые пришли к выводу, что удар, нанесенный Агафонову, не мог стать причиной летального исхода и его нельзя расценивать как "вред здоровью". То есть, обвинение нужно выдвигать по более "мягкой" ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности).

8 августа суд, основываясь на показаниях экспертов, переквалифицировал действия Расула Мирзаева на ст. 109 УК РФ, согласно которой подсудимому грозило наказание до двух лет лишения свободы.

"День содержания под стражей засчитывается за два ограничения свободы. 14 августа будет ровно год, как Мирзаев арестован. Если суд согласится с позицией прокурора и назначит ему наказание в виде двух лет ограничения свободы, то оно будет уже отбыто", - сказал "Интерфаксу" адвокат самбиста Алексей Гребенской. То есть, даже если бы суд вынес обвинительный приговор, спортсмена выпустили бы на свободу прямо в зале суда.

Интересно и другое. Адвокаты самбиста заявили, что Иван Агафонов долгое время занимался тайским боксом и грэпплингом (вид единоборства, в котором совмещены техники всех бойцовских дисциплин). В доказательство своих слов адвокаты предоставили суду фотографию из спортивного клуба "Лион", на которой был запечатлен Иван Агафонов. Это фото стояло на заставке клуба и, кстати, на этой же заставке была фотография Расула Мирзаева. Хотя подсудимый утверждал, что не был знаком с погибшим. А отец Ивана Александр Агафонов заявил, что его сын никогда не занимался единоборствами

"Если это (занятия Агафонова и Мирзаева в одном спортивном клубе) правда, то, значит, они были знакомы. А, значит, картина преступления совсем другая", – считает адвокат потерпевших Оксана Михалкина, отметив, что адвокатам подсудимого еще нужно доказать, что на фото сам Агафонов, а не человек, похожий на него.

Последним "раундом" в деле должно было стать заседание Замоскворецкого суда, назначенное на 14 августа 2012 года. Но дело приняло иной оборот: суд решил вызвать еще одного эксперта – сотрудника института им.Бурденко Сергея Леонова, который проводил последнюю экспертизу и критиковал результаты предыдущих исследований. Он должен установить, связана ли смерть Ивана Агафонова с полученными им травмами во время драки с Расулом Мирзаевым и использовал ли самбист навыки, полученные при изучении единоборств.

Вопрос только в том, посчитает ли специалист отек на лице погибшего телесной травмой. Утвердительный ответ приведет к переквалификации дела со статьи 109 (причинение смерти по неосторожности) на 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), предусматривающую наказание до 15 лет лишения свободы. Отрицательный ответ скажется только на сроках вынесения решения, ведь после показаний эксперта в суде начнутся прения сторон, которые завершатся очередным последним словом подсудимого.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

.

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".