Москва / Точка зрения 23 апреля 2012 г. 16:55

Стояли за веру

Interfax-Russia.ru – Крупнейший в современной России молебен в защиту поруганных святынь прошел в российских епархиях. Послушать проповедь патриарха вживую приехало 65 тыс. человек.

После нашумевшего панк-молебна группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя и последовавших за ним надругательств над христианскими реликвиями глава РПЦ патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал провести при каждом кафедральном соборе страны молебен в защиту веры и поруганных святынь.

Решение было принято на очередном заседании Высшего церковного совета, участники которого напомнили, что выступление группы Pussy Riot было всего лишь "одним из". Немногим позже – в начале марта – в соборе Великого Устюга мужчина изрубил топором 30 икон. 18 марта неизвестные осквернили надписями "и глумились над изображением честного животворящего креста" в храме в городе Мозырь (Белоруссия). А спустя два дня в Покровский кафедральный собор Невинномысска (Ставропольский край) ворвался мужчина – он ломал иконы, втыкал нож в поклонный крест, избил священника, сломал царские врата и осквернил алтарь. Кампанией против православной церкви участники заседания назвали и "клеветническую информационную атаку на ее предстоятеля".

"Всех иерархов, пастырей и мирян призываем 22 апреля, в день воспоминания уверения апостола Фомы, вновь явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, церкви и ее доброго имени. Во граде же Москве они будут совершены перед храмом Христа Спасителя, перед иконами и крестом, пострадавшими от злоумышленников и безумцев", – говорится в обращении Высшего церковного совета.

По мнению священнослужителей, поводом для подобных "выступлений" стали возрождение национального самосознания и усиление православия в стране, чего опасались антицерковные силы. Свою лепту внесли и те, кто пропагандирует "ложные ценности агрессивного либерализма, ибо Церковь непреклонна в своей позиции неприятия таких антихристианских явлений, как признание однополых союзов, свобода выражения всех желаний, неудержимое потребительство, пропаганда вседозволенности и блуда".

Авторы обращения отметили, что атаки на церковь усилились перед выборами и не исчезли даже после голосования – это, по их мнению, "свидетельствует о политической подоплеке, в том числе антироссийской".

Позже глава синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда пояснил, что идея провести молитвенное стояние родилась не на пустом месте, и своеобразным ответом на прошедшие погромы в церквях станет молебен, на который может прийти любой желающий.

"Совершенные кощунства привели в движение общество. Нам стало поступать множество писем, полных негодования, люди начали просить и даже требовать как-то вмешаться в происходящее. Однако Церковь не может организовывать митинги или шествия – как и не может никого осуждать. Таким образом, потребность некой организованной, сплоченной, дружной и мирной реакции на кощунственные действия – это общественный запрос, пожелание множества людей", – заявил Владимир Легойда.

Дату проведения молебна также выбрали не случайно – 22 апреля верующие отмечали день апостола Фомы, известного также как Фома неверующий. И, как рассказал глава синодального информационного отдела, в этот день молиться собирались за тех, кто еще не пришел к вере.

Инициативу Высшего церковного совета поддержали верующие Петербургской, Смоленской, Калужской, Ивановской, Рязанской, Тульской, Ростовской, Ставропольской, Нижегородской, Пензенской, Тверской, Белгородской, Вологодской, Екатеринодарской, Владимирской и Томской епархии. Главный молебен провел патриарх Кирилл у храма Христа Спасителя в Москве. И чтобы службу могли посетить верующие из любого уголка России, в столицу были организованы специальные автобусные маршруты.

Свою акцию в поддержку русской православной церкви и патриарха провели и байкеры клуба "Ночные волки", устроившие вечером 21 апреля автопробег по центру Москвы.

Общественный порядок на молебне обеспечивали около 2 тыс. полицейских, еще около 12 тыс. сотрудников правоохранительных органов следили за порядком в Москве. Кроме того, с 6:00 до 15:00 мск были перекрыты центральные улицы города, а на подходах к храму установили металлодетекторы.

Принятые меры не были лишними: еще до начала молебна полиция сообщила, что на Волхонке около храма Христа Спасителя собралось около 50 тыс. человек, немногим позже эта цифра увеличилась до 65 тыс. человек. Некоторые верующие пришли с имперскими флагами, иконами и хоругвями. Рядом с храмом Христа Спасителя был установлен экран, на котором во время молебна показывали одноименный фильм в защиту веры.

Служба началась крестным ходом, который возглавил патриарх Кирилл. Впереди участники шествия несли оскверненные православные святыни – изрезанное распятие, несколько изрубленных икон и прострелянную в 20-30-х годах Казанскую икону.

В завершении шествия святыни поместили на помост, сооруженный у главного входа в храм. После этого начался молебен, и патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью. Глава РПЦ призвал пришедших помолиться о том, "чтобы Бог оградил современную молодежь от дьявольских искушений, на которые уже когда-то оказался так падким наш народ". Обращаясь к собравшимся, патриарх отметил, что "вся история Церкви - это история мученичества и исповедничества", причем ни в одной стране мира не было таких гонений на веру, как в России.

"Мы с вами не пришли на митинг - церковь не проводит митингов... Мы пришли для того, чтобы помолиться Богу о стране нашей, о народе ее, чтобы больше ни при каких условиях не были осквернены наши святыни, не была оболгана наша история, не был извращен наш дух. Мы никому не угрожаем, никому не демонстрируем свою силу - сила Божия в немощи совершается", – подчеркнул патриарх.

Интересно, что молитву, которую произнес патриарх, не читали почти сто лет.

"Эта молитва когда-то была написана патриархом Тихоном еще в годы гражданской войны и такой мощной волны гонений на церковь. И вот удивительно, что сейчас она зазвучала вновь с небольшими поправками, но без особых актуализаций", – рассказал в эфире радиостанции "Вести ФМ" профессор Московской духовной академии Андрей Кураев.

Он отметил, что особенность молитвы заключена в самом ее начале, где говорится о покаянии не верующего, а самой церкви.

"То есть там есть традиционная библейско-пророческая формула о том, что мы понимаем, Господи, что это за грехи наши. Ты и храмы свои допустил до поношения. То есть, здесь нет показания пальцем на кого-то постороннего, а здесь акцент чисто нравственный, христианский. Это наша беда", – пояснил Андрей Кураев.

Между тем в обществе молебен восприняли неоднозначно. По одну "сторону баррикад" находились верующие, которые планировали участвовать в молебне, и те, кто в принципе лоялен церкви. По другую сторону остались те, кто расценил поступок РПЦ как очередной митинг, который, как минимум, заморозил автомобильное движение в столице и принес другие неудобства.

"До чего ж ты, Москва, докатилась. Вы кому и что доказать-то хотите? На Курбан-байрам больше соберется", – прокомментировала запись о молебне Melinta.

"Я была сегодня. Все было достойно и трогательно! В такие моменты понимаешь, что значит настоящая соборность. Проповедь патриарха была достойной! Люди приехали со всей России: Кавминводы, Ярославль, Селигер, Пятигорск… показать, что Православная вера – это не пустой звук, не красивая пиар-формулировка, а это фундамент, это весь смысл и основа нашей жизни, это то, без чего люди, увы, превращаются в животных", – цитирует слова одной из участниц молебна православный портал "Правмир".

"Как могли акции вандализма и поругания начаться с "панк-молебна" этой зимой? А прошлым летом? А все предыдущие двадцать лет? А жестокие убийства священников? Где же было РПЦ раньше?", – написал в своем блоге сценарист Сергей Генералов.

"Собрание народа, для молебна – очень хорошо, больше народа – сильнее молитва. Плюс ощущение единства, то, чего так сейчас нашему обществу не хватает. Так что тут критиковать нечего", – отметил Dmrr.

Молебны стали формой протеста для верующих еще в 90-х годах – не выдвигая лозунгов, они заявляли о себе как о гражданской силе, противостоящей злу во всех его проявлениях. И, несмотря на критику, молебен у храма Христа Спасителя стал крупнейшим в новейшей истории России. А значит людям, которые приехали к главному храму страны, удалось главное – их услышали.

Обозреватель Татьяна Кочеткова