Interfax-Russia.ru – Полиция разогнала оппозиционный лагерь на Чистых прудах в Москве. И пока несогласные ищут себе новое место, власти предлагают в 10 раз увеличить штрафы за нарушения на массовых акциях.
После оппозиционного "Марша миллионов" в Москве, завершившегося столкновением с полицией и массовым задержанием его участников, у памятника поэту Абаю Кунанбаеву на Чистопрудном бульваре появился оппозиционный лагерь "ОккупайАбай". Несогласные прожили по-спартански чуть больше недели, после чего полиция, ссылаясь на решение Басманного суда, разогнала собравшихся.
Кроме того, оценив масштабы акции 6 мая, собравшей по разным подсчетам от 8 до 20 тыс. человек, в Госдуме предложили как минимум в 10 раз увеличить штрафы за нарушение закона при проведении массовых акций и вернуть в КоАП РФ наказание в виде общественно-полезных работ, которое стало бы альтернативой аресту.
Газон или оппозиция
Иллюзий насчет будущего лагеря "ОккупайАбай" не питала ни оппозиция, ни правозащитники, ни власти. Оставалось только два вопроса – как долго кемпингу несогласных удастся просуществовать под открытым небом в центре Москвы, и что станет причиной для его демонтажа.
Причину нашли быстро – несколько местных жителей, взирая, как толпы людей обустраивают ночлег на газоне, написали в мэрию Москвы, в управу района и подали коллективный иск в суд, чтобы добиться "выселения" оппозиционеров с бульвара. Кроме того, истцы просили навести порядок в сквере и признать незаконным бездействие местных властей.
15 мая судья Басманного суда Ольга Солопова постановила прекратить несанкционированные мероприятия на территории Чистопрудного бульвара и обязала префектуру ЦАО восстановить зеленые насаждения.
По оценке властей, для восстановления вытоптанных газонов и помятых участниками акции клумб городу потребуется потратить более 20 млн рублей. Как пояснил "Интерфаксу" представитель пресс-службы департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, сумма рассчитана по специальной методике, поскольку насаждения находятся в центре города.
"Наши инспекторы выезжали на место и обнаружили, что на площади 2 тыс. кв. метров повреждены, частично или полностью утрачены зеленые насаждения. В результате данных действий нанесен ущерб в сумме 20 млн 395 тыс. рублей", – рассказал представитель департамента природопользования и охраны окружающей среды на заседании суда. Кстати, участники акции согласились компенсировать нанесенный экологический ущерб за свой счет.
По мнению депутата Госдумы Дмитрия Гудкова, закрытие лагеря лишь обострило противоречия между властью и оппозицией.
"Я расцениваю это решение как игру в "казаки-разбойники". Это глупое решение, которое ни к чему не приведет. Это не помешает людям. Участники акции могут собираться и не только здесь, в городе много других мест", – считает депутат.
Как пояснил адвокат Вадим Прохоров, он считает, что у Басманного суда не было оснований требовать немедленного исполнения решения о ликвидации лагеря.
"Согласно Гражданско-правовому кодексу, в четырех случаях решения подлежат немедленному исполнению: о выплате алиментов, выплате работнику зарплаты за три месяца, восстановлении на работе, включении в список избирателей. Но суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Какие тут особые обстоятельства?", – отметил адвокат.
И хотя некоторые считали решение суда необоснованным, обжаловать его протестующие не могли – иск был подан жителями к местной префектуре, а лагерь и его участники были лишь объектом дела.
Обсудив решение суда на общем собрании, оппозиционеры решили не покидать территорию лагеря добровольно. Если же отстоять "ОккупайАбай" не удастся, лагерь планировали устроить в другом месте – например, у Никитских ворот или у здания Басманного суда (Каланчевская улица, дом 11). Рассматривался и вариант преобразования лагеря в "круглосуточную депутатскую приемную", поскольку формально общение парламентариев с народом не требовало согласования с городскими властями.
Рано утром 16 мая на Чистые пруды прибыли сотрудники правоохранительных органов и попросили людей покинуть сквер. Впоследствии в участках оказались 23 оппозиционера, которые отказались уходить, но не сопротивлялись при задержании.
Между тем, власти Москвы заявили, что перемещение лагеря в другое место остановит полиция.
"Если кто-то хочет провести массовые мероприятия, он должен подать соответствующее уведомление и получить согласование. А если кто-то хочет просто обратить на себя внимание, то он должен быть готов к соответствующему вниманию со стороны правоохранительных органов", – рассказал "Интерфаксу" руководитель департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров, пояснив, что на территории города нельзя разбивать палатки и устраивать лагеря.
"Разбивать палатки, шалаши – это не та деятельность, которая разрешена в городе. Поэтому на данные действия будет соответствующая реакция органов правопорядка", – подчеркнул он.
За время протестов о митингующих сложилось двоякое мнение - если одни считали их борцами за справедливость, другие называли их "люмпенизированной толпой, которая будет сидеть где угодно, лишь бы не работать".
"Хотя уже и раздаются со стороны оппозиции голоса о том, что это решение (о ликвидации лагеря – ИФ) лежит в политической плоскости, это вовсе не так. Разбив свой лагерь в жилой зоне в центре Москвы, протестующие тем самым создали множество неудобств жителям, ограничив их права, в том числе в праве на свободное передвижение. Я был в этом лагере и видел все своими глазами. Там просто с ребенком в коляске негде протолкнуться", – заявил замглавы комитета по международным делам Совета Федерации Валерий Шнякин.
Он также напомнил, насколько жестко действовали полицейские в Америке при разгоне палаточного лагеря движения "Оккупируй Уолл-стрит".
"Не менее жесткими были действия полиции в Греции при разгоне демонстрантов, но у нас почему-то полиция решила проявить лояльность", – посетовал сенатор, отметив, что в организации "ОккупайАбай" не обошлось без участия зарубежных спонсоров.
Цена акций
С появлением лагеря оппозиции на Чистых прудах в Госдуме прозвучало предложение многократно увеличить штрафы организаторам и участникам акций, нарушающим законодательство. Обсуждение законопроекта назначили на 15 мая, хотя депутаты трех из четырех думских фракций выступили против инициативы.
Как отметил один из авторов проекта, депутат "Единой России" Александр Сидякин, в нем предлагается увеличить штрафы для участников и организаторов митингов, шествий и пикетов и ввести пункт общественно-полезных работ, которые бы заменили административный арест.
"Я считаю, что 2 тысячи рублей - это не штраф", – сказал "Интерфаксу" депутат.
Так предлагается с 5 тыс. до 100 тыс. рублей увеличить штраф за административные правонарушения. С 10 тыс. до 100 тыс. рублей увеличить штраф за нарушение порядка организации собрания, демонстрации, шествия или пикетирования для граждан, а для должностных лиц – с 50 тыс. до 200 тыс. рублей. Кроме того, за нарушение порядка проведения массовых мероприятий предлагается ввести штраф в размере от 10 тыс. до 1 млн рублей. А за принуждение к участию в митингах и шествиях будут взимать штраф в 1,5 млн рублей.
Еще одним способом воздействия на массы может стать введение обязательных работ – в виде административного наказания, сроком от 20 до 200 часов и в виде уголовного наказания, сроком от 60 до 480 часов. При этом за один день на обязательной работе можно будет провести не больше четырех часов.
Александр Сидякин отметил, что в США и странах Европы организаторы платят 100 и более тысяч долларов или евро, если на массовых акциях по их вине происходят какие-либо беспорядки. И только в России существует столь мизерные штрафы.
"События последнего времени показали, что некоторые организаторы и участники политических акций протеста специально делают все, чтобы их задержали под звуки щелчков фотокамер за несанкционированные действия, покатали в автозаке, подержали в спецприемнике и т.д. Я предлагаю вместо арестов наказывать нарушителей внушительными штрафами и обязательными работами на благо общества. Вот тогда не будет ложных иллюзий относительно псевдогероизма задержанных полицией, которые подают крайне плохой пример подрастающему поколению", – заявил депутат, отметив, что предложенные санкции гуманнее норм зарубежного законодательства.
Как рассказал Interfax-Russia.ru управляющий партнер адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Вячеслав Леонтьев, в европейских странах санкции за нарушения порядка проведения митингов гораздо жестче, чем в России. С другой стороны, за границей сформулированы четкие правила поведения на подобных мероприятиях.
"Например, за выкрик "все на штурм парламента" можно сесть в тюрьму, так как это фактически призыв к перевороту. У нас очень размытые формулировки, чем пользуется как власть, так и митингующие. Анализируя исторический опыт, можно сказать, что ужесточение наказания еще ни разу не приводило к улучшению ситуации и сокращению числа нарушений", – пояснил адвокат.
Профильный комитет Госдумы обсудил законопроект на очередном заседании 15 мая и, как отметил один из его членов, "комитет будет рекомендовать Госдуме принять данный законопроект в первом чтении, не снижая размер предлагаемых санкций".
Как и предполагал Сидякин, предложение поддержало парламентское большинство, а позже "за" введение поправок в действующее законодательство высказались в московской мэрии. Предложение поддержал и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
"Мне кажется, что с учетом более высокого уровня гражданской активности в стране даже сами по себе нормы за нарушение или несоблюдение этого законодательства (а нарушения все-таки бывают, не будем идеализировать тех, кто тоже приходит на соответствующие мероприятия) должны быть гораздо более гибкими, чем они являются сейчас. Потому что когда это или сто рублей или 15 суток – это выглядит очень странно", – сказал он.
Предложенные меры одобрили и политологи, пояснив, что крупные штрафы за беспорядки станут адекватным наказанием для "профессиональных революционеров", которые подвергают опасности себя и других.
С ними согласилась и глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, заметив, что законопроект не выходит за рамки демократических норм.
"Эта инициатива никого не лишает права на организацию, проведение митингов и шествий, но делает заведомо невыгодным нарушение принципов общественной безопасности и исполнения закона. По-моему, это должно устраивать всех законопослушных граждан. Это вполне демократичное предложение", - цитирует пресс-служба фракции "Единая Россия" слова депутата.
Впрочем, далеко не все пророчили радужные перспективы проекту. Против его принятия выступили члены Общественной палаты, депутаты "Справедливой России", КПРФ, ЛДПР и "Яблока". По мнению председателя комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елены Тополевой, принятие норм только ухудшит ситуацию, а "запугивание протестующих высокими штрафами не только бесполезно, но и чревато выходом ситуации из-под контроля".
В свою очередь, депутат Госдумы от КПРФ Владимир Кашин раскритиковал заявление, что только оппозиционеры мешают нормальной жизни россиян.
"Это абсолютно бредовый законопроект, который нарушает конституционные права граждан на публичное выражение своего отношения к тем или иным событиям в стране. Видимо, авторы забыли, что точно также мешали жить людям массовые акции на Поклонной горе и на стадионе "Лужники" в Москве в поддержку Владимира Путина", – сказал "Интерфаксу" зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Владимир Кашин.
Против законопроекта выступили и депутаты парламентской фракции "Справедливой России". Как пояснил замруководителя думской фракции Геннадий Гудков, если закон будет принят, "у оппозиции не останется другого выхода, как призывать граждан к акциям массового неповиновения, стачкам и политическим забастовкам по всей стране".
"Если он будет принят партией власти, имеющей очень сомнительное большинство, – никакого диалога в Думе между оппозицией и властью больше не будет. У нас не останется иного выхода, как прибегать к демаршам и более решительным радикальным формам выражения протеста", - отметил депутат.
Законопроект раскритиковали и во фракции ЛДПР, отметив, что достаточно и действующих норм.
Как рассказал "Интерфаксу" вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР, глава высшего совета партии Игорь Лебедев, законопроект направлен на "закручивание гаек", что в свою очередь не может не сказаться на ущемлении демократических норм.
Не согласились с предложенными поправками и представители "Яблока".
"Предложенные поправки в КоАП отражают страх власти перед возросшей активностью граждан и прямо противоречат конституционным правам граждан России на свободу собраний и свободу слова. Кроме того, эти поправки противоречат здравому смыслу: с точностью до человека спланировать число участников публичного мероприятия могут только организаторы заказных и провокационных, а не свободных гражданских мероприятий", – говорится в заявлении, подписанном председателем "Яблока" Сергеем Митрохиным.
Во время обсуждения закона на заседании в Госдуме депутаты оппозиционных партий призвали не торопиться с его принятием и провести дополнительные консультации.
Как предположил член фракции ЛДПР Сергей Иванов, увеличение штрафов в 200 раз "взорвет и без того хлипкий Административный кодекс", так как откроется путь для ужесточения санкций и по другим статьям.
Впрочем, эксперты уверены, что принятие законопроекта приведет к тому, что массовые акции будут организовывать сами участники, и лидера у них не будет. А значит, даже если законодательство будет нарушено, взыскивать обещанные миллионы будет не с кого.
Обозреватель Татьяна Кочеткова