Москва / Точка зрения 14 августа 2015 г. 10:35

Река в огне

Interfax-Russia.ru – Три человека пострадали в результате сильного пожара на Москва-реке. Причины произошедшего выясняет Росприроднадзор.

Пожар на Москва-реке начался вечером 12 августа в районе улицы Поречной на юге столицы. С берега огонь быстро перекинулся на большое пятно мазута, находящееся на поверхности воды. Общая площадь возгорания составила порядка 100 кв. метров. При этом столб густого черного дыма, поднимавшийся от реки, превышал высоту 200 метров и был виден даже из центральной части города.

"Пожарные расчеты прибыли (на место происшествия – ИФ) через 8 минут. Им понадобилось около 10 минут, чтобы погасить пламя на берегу", - заявил журналистам заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.

Еще 5 минут, по его словам, ушло у специалистов на тушение горящего масляного пятна на Москва-реке.

Тем не менее, несмотря на слаженную работу экстренных служб, чрезвыйчайное происшествие не обошлось без пострадавших. Различные ожоги, как сообщил чиновник, получили 3 человека (двое взрослых и 9-летний ребенок), находившиеся в тот момент на берегу. Все они, по данным Бирюкова, являются жителями московского района Марьино.

"Медицинские службы уже оказали пострадавшим оперативную помощь. Взрослые госпитализированы в 36-ю городскую больницу, ребенок - в 9-ю городскую детскую больницу", - сказал заместитель мэра.

При этом, как сообщил "Интерфаксу" главный врач детской городской клинической больницы N9 Анатолий Корсунский, состояние ребенка оценивается как средней степени тяжести.

"Площадь ожоговой травмы у ребенка - 3%, локализация - голень, степень ожога первая – вторая. Мальчику провели перевязку и обработку раны. Лечение проводится по плану. Больница располагает всеми необходимыми средствами для лечения этого ребенка и всех детей, которые поступают в наш ожоговый центр", - сказал он.

Еще двое пострадавших, как в свою очередь уточнил "Интерфаксу" заведующий отделением ожогового центра ГКБ N36 Юрий Чурников, в настоящее время находятся в реанимации.

"Мужчине, по уточненным данным, 36 лет, женщине 31 год. У 36-летнего мужчины ожог пламенем первой, второй и третьей степени 85% поверхности тела, поражение дыхательных путей продуктами горения, ожоговый шок. Он в тяжелом состоянии находится в реанимационном отделении без сознания, на искусственной вентиляции легких", - сказал медик.

По его словам, 31-летняя женщина дышит сама, однако тоже находится в реанимации. У нее ожоги 60% тела, состояние ее также оценивается как тяжелое.

"Врачи уже провели им хирургическую обработку ран и интенсивную противошоковую терапию. В дальнейшем им может потребоваться пересадка кожи и ряд других операций", - отметил он.

Происшествием на Москва-реке заинтересовались в Росприроднадзоре. По данному факту, как сообщил "Интерфаксу" и.о. главы ведомства Амирхан Амирханов, было возбуждено дело об административном правонарушении.

"По факту аварии возбуждено административное дело. Установлено, что под водой произошел разрыв нефтепродуктопровода. Это сейчас основная версия", - сказал он.

В тоже время, как заявил Агентству нефтяной информации (АНИ) советник президента АК "Транснефть", пресс-секретарь компании Игорь Демин, герметичность продуктопроводов компании, проходящих под Москвой рекой, нарушена не была.

"В этой зоне проходит трубопровод в трехниточном исполнении для транспортировки авиакеросина, бензина и дизтоплива. Ни одна труба не разгерметизирована", - подчеркнул он.

По его данным, источником попадания нефтепродуктов в Москва-реку стал дождевой коллектор "Мосводостока". Машина с "Московского НПЗ", как отметил Демин, уже откачивает из него нефтешламы.

"Мы провели анализ проб, горевшего нефтепродукта и установили превышение плотности любого транспортируемого и выпускаемого в стране топлива, ppm (содержание серы) составляет 1680. Такого содержания серы в нефтепродуктах давно нет", - добавил он.

Поэтому, по его мнению, речь в данном случае, вероятно, идет о нефтепродуктах, которые были произведены несколько лет назад.

"Можно предположить, что в этот коллектор, откуда вышло пятно, нефтепродукты попали вместе с активными дождевыми осадками, не характерными для Москвы, но с которыми мы столкнулись в первой половине лета, когда шли проливные дожди. Наиболее вероятным нам представляется то, что размыло линзы нефтепродуктов, которые находятся под землей в районе работающего НПЗ", - сказал собеседник агентства.

В пользу этой версии, по его словам, говорит и то, что местные власти были уже давно обеспокоены ситуацией с этим коллектором - как напомнил Демин, последнее заседание, посвященное этому объекту, состоялось 1 июня 2015 года.

"Сейчас выход продукта в реку прекращен. На месте стоят боновые заграждения "Мосводостока", - добавил он.

Впрочем, с такой трактовкой произошедшего, как оказалось, в мэрии не согласны. Так, в частности, по мнению заместителя мэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова, виновником утечки нефтепродуктов все-таки является не дождевой коллектор "Мосводостока", а сам АО "Мостранснефтепродукт".

"Участок, где было возгорание, на 200 с лишним метров выше по течению, нежели тот коллектор, который идет с МНПЗ. Сразу после аварии и пожара специалисты департамента топливно-энергетического хозяйства и главного управления МЧС по Москве осмотрели насосоперекачивающую станцию и обратили внимание на то, что на двух нитках, перекачивающих бензин, из шести давление ниже нормально допустимого", - пояснил чиновник.

Так, в частности, по словам Бирюкова, вместо положенных по нормативу 4,9-6 атмосфер в двух трубопроводах давление составляло около 1 атмосферы.

"Сразу было видно, в чем причина. Видимо, где-то произошла разгерметизация трубопровода", - подчеркнул глава комплекса городского хозяйства.

Кроме того, Бирюков сообщил, что накануне утечки и пожара компания попросила МНПЗ остановить перекачку нефтепродуктов.

"Мы будем требовать, чтобы истина восторжествовала. Сегодня мы направили письмо в прокуратуру города, во все другие службы. Наш предварительный расчет говорит, что ущерб примерно на 30 млн рублей нанесен окружающей среде. Эти штрафные санкции должны возместить виновники", - добавил он.

Он заверил, что правительство Москвы взяло ситуацию с ЧП под особый контроль.

Причиной же возникновения пожара на берегу, как считают в МЧС России, стало неосторожное обращение с огнем.

"Пожар получил развитие из-за воспламенения пожароопасной концентрации паров горючей жидкости с кислородом воздуха, образовавшейся на поверхности акватории Москва-реки, при взаимодействии с источником возгорания, которым могли послужить пламя от спички, зажигалки, костра (мангала) или искры от пламени костры или углей в мангале", - говорится в сообщении ведомства.

Кроме того, в причинах аварии намерена разобраться и специальная комиссия по чрезвычайным ситуациям, собранная в Юго-Восточном округе столицы.

Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы, согласно данным станций ГПБУ "Мосэкомониторинг", расположенных в районе ЧП, концентрации оксида углерода и диоксида азота вечером 12 августа не превышали установленных нормативов.

"На территории жилой застройки, прилегающей к месту пожара (улица Поречная, дом 27, корпус 1), зафиксированные концентрации загрязняющих веществ не превысили обычно наблюдаемых значений", - сказал собеседник агентства.

Кроме того, по заявлению мэрии, 12 августа, в городе отмечались благоприятные метеоусловия для рассеивания загрязняющих веществ в воздухе.

"Для контроля обстановки на Москве-реке был организован отбор проб воды, дополнительно на месте происшествия курсировал теплоход "Экопатруль". Отобранные пробы направлены в лабораторию", - добавили в пресс-службе ведомства.

Тем не менее, несмотря на все вышеуказанные заявления, произошедшее 12 августа на Москва-реке не на шутку встревожило экологов.

"Я боюсь это оценивать, как катастрофу, но это серьезная техногенная авария. Я бы, например, сравнил вред от горения с тем, что около вашего дома на короткое время провели мощную магистраль. Это неприятно для домов, которые находятся рядом. Для отдаленных участков города, наверное, не будет никаких последствий. Но показателен сам факт - этого в принципе не должно было произойти. Контрольные органы не должны были допустить, чтобы подобная авария произошла в городе. Гораздо опаснее, если это будет, к примеру, сероводород", - заявил "Интерфаксу" в среду директор по программам российского отделения "Гринпис" Иван Блоков.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook