Москва / Точка зрения 17 января 2014 г. 18:08

Референдум под вопросом

Interfax-Russia.ru - Референдум о платных парковках в Москве под угрозой срыва. У его инициаторов есть еще день, чтобы дособирать подписи, но этим процессом уже заинтересовалась прокуратура.

Инициатива провести референдум о парковках в центре Москвы возникла вскоре после того, как столичные власти заявили о планах расширить платное парковочное пространство в столице.

С 1 июня 2013 года платными стали все парковочные места на улицах и переулках внутри Бульварного кольца. Осенью в московской мэрии решили распространить этот опыт и на улицы внутри Садового кольца. Подобный парковочный режим заработал там с 25 декабря.

На необходимости референдума по вопросу платных парковок в Москве настояли столичные эсеры. По их мнению, на рассмотрение горожан требуется вынести четыре вопроса: поддерживают ли москвичи решение департамента транспорта о расширении зоны платной парковки, необходимо ли предоставить жителям право бесплатной парковки по месту жительства, нужно ли вводить платную парковку за пределами Садового кольца, и поддерживают ли жители столицы передачу полномочий по администрированию зоны платной парковки органам местного самоуправления.

Для проведения референдума эсерам до 19 января необходимо было собрать подписи 2% от списочного состава московских избирателей, то есть, заручиться согласием более 143,5 тыс. человек.

Пока, по данным "Ведомостей", собрано примерно 120 тыс. подписей, а сам референдум находится под угрозой срыва.

По мнению лидера московских эсеров Александра Агеева, которое приводит издание, волонтеры сталкиваются с ограничениями по сбору подписей.

"Волонтеров задерживают полицейские, им запретили вести сбор подписей в метро и на вокзалах; из ответа московского департамента транспорта следует, что проведение акций возле мест большого скопления людей может оказаться опасным для жизни и здоровья горожан", - сообщил лидер московских эсеров.

Он также рассказал о том, что после того, как инициативная группа приступила к сбору подписей, вступили в силу поправки в городской закон о референдумах, меняющие форму подписного листа.

"Мосгоризбирком инициировал их еще в мае, почти полгода они лежали без движения, и вдруг о них вспомнили", - отметил Агеев.

По его словам, после уведомления Мосгоризбиркома 30 декабря партии пришлось срочно искать типографию для изготовления новых подписных листов. При этом судьба собранных ранее 20 тыс. подписей оказалась под вопросом.

В свою очередь представитель Мосгоризбиркома Дмитрий Реут заявил "Ведомостям", что никаких изменений не произошло. По его словам, единая форма подписного листа установлена федеральным законом "О референдуме" еще в 2012 году, следовательно, городской закон в этой части следовало считать недействующим, даже если его не успели привести в соответствие новыми требованиями.

Федеральное законодательство имеет приоритет над региональным, пояснил Реут.

А в департаменте транспорта Москвы добавили, что регулярно взаимодействуют с членами инициативной группы и не препятствуют референдуму. Но подтвердили, что запрет на сбор подписей в местах транспортной инфраструктуры направлен на обеспечение безопасности горожан.

Кроме того, источник, близкий к руководству мэрии, сообщил, что городские власти не мешали эсерам. Трудности со сбором подписей он связал с тем, что партия сама не смогла его организовать из-за отсутствия разветвленной сети.

Между тем, столичная прокуратура начала проверку, поводом для которой стали сообщения в ряде СМИ о возможной подделке подписей с помощью студентов московских вузов.

"В ходе проверки также будет дана правовая оценка информации о том, что молодые люди, среди которых, возможно, есть несовершеннолетние, привлекались к противоправным действиям путем обмана и угроз", - отмечается в сообщении пресс-службы столичной прокуратуры.

По результатам проверки при наличии оснований "будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, вплоть до инициирования уголовного преследования виновных лиц".

В пресс-службе добавили, что проведение проверки взял под личный контроль прокурор Москвы Сергей Куденеев.

Лидер столичных эсеров Александр Агеев назвал провокацией информацию о том, что сбор подписей в поддержку референдума о платных парковках происходит с нарушениями закона.

"Мы уверены, что это бред, что это все подставлено, чтобы помешать собирать нам подписи", - сообщил Агеев "Интерфаксу".

Он добавил, что московские эсеры будут подавать в суд на СМИ, которые распространили такого рода информацию.

Сам мэр столицы Сергей Собянин в конце декабря заявлял о своем спокойном отношении к идее референдума по платным парковкам. Правда, его проведение он увязал с политическими причинами.

"Почему "Справедливая Россия" выступает с требованием провести референдум? По сути, уже идет раскачка предвыборной кампании (в Мосгордуму-ИФ), все хотят поучаствовать. Хорошо, ради бога", - пояснил мэр в интервью изданию The Village.

Он добавил, что если до москвичей правильно донести информацию, они поддержат платную парковку.

"И автомобилисты тоже, потому что платную парковку мы делаем в первую очередь для них: чтобы у них гарантированно было место, где встать, чтобы трафик был немного лучше, чтобы в принципе была возможность проехать", - сообщил Сергей Собянин.

В случае отмены платной парковки, по мнению московского мэра, в первую очередь пострадает бизнес.

"Да и сами автомобилисты. Больше парковок - платные или бесплатные они - уже не будет. Вне разрешенных мест парковаться будет нельзя", - отметил Собянин.

Он уточнил, что оборачиваемость платных парковок составляет до 10 машин в день.

"То есть на одной платной парковке в течение дня паркуется десяток машин, а на бесплатной - одна. Кто первый утром доехал до парковки, "того и тапочки", - добавил мэр.

Сергей Собянин добавил, что его заместители также платят, если паркуются на дорогах в центре Москвы.

"Мы начали с себя: наши департаменты, министерства не обладают никакими привилегиями", - сообщил московский мэр.

При этом, по его словам, ведомственные парковки есть у офисов федеральных министерств: тех, которые охраняются ФСО, им требуется зона безопасности.

"Это минимальный объем, который никак не влияет на ситуацию в целом, локальные участки на 10-15 парковок", - рассказал градоначальник.

При этом, по его мнению, у здания Мосгордумы на Петровке можно было и не делать бесплатную парковку.

Ранее столичные власти и представители ГИБДД сообщали, что введение платной парковки снизило трафик в центре города.

Окончательно ясно, насколько жизнеспособной оказалась инициатива о референдуме и дойдет ли она до избирателей, станет на следующей неделе.

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".