Interfax-Russia.ru – Обвинительный приговор Pussy Riot могут вынести уже на следующей неделе. Тем не менее, в церкви убеждены, что любое решение суда негативно отразится на РПЦ.
Панк-молебен Pussy Riot 21 февраля в Храме Христа Спасителя не продлился и двух минут, после чего певиц вывели наружу. Между тем, общественность до сих пор не может решить, какое наказание будет "достойно" выступления, устроенного в православном храме, и по-христиански ли это – требовать уголовного преследования исполнивших песню с политической подоплекой в неподходящем для этого месте?
Суть дела от этого не изменится – окончательное решение все равно примет суд. Вопрос больше в отношении к произошедшему. Многим важно для себя решить, чем именно был панк-молебен – хулиганством или глумлением над верой?
На суде как на войне
Короткое выступление завершилось арестом троих исполнительниц панк-молебна. Как позже рассказала адвокат потерпевших по резонансному делу Лариса Павлова, на амвоне храма, куда женщин пускают только во время венчания, находилось пятеро участниц группы. Кроме того, в храме была группа людей, "которая их сопровождала и помогала им определенным образом". Так сопровождающие не дали снять маски с двоих выступавших, которым удалось сбежать до приезда полиции, поэтому их личности до сих пор не установлены.
Перфоманс квалифицировали по ст. 213 УК РФ (хулиганство), и вскоре задержанные Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина предстали перед судом. Все это время девушки находились под арестом. Суд не изменил свое решение, даже когда выяснилось, что у одной из задержанных остался несовершеннолетний ребенок.
Кроме того, срок ареста трижды продлевали, и по решению суда участниц панк-группы оставили за решеткой до 12 января 2013 года. Впрочем, в затягивании процесса винили не только судей, но и адвокатов Pussy Riot.
"Это потерпевшие настаивают на скорейшем рассмотрении дела, а обвиняемые, наоборот, затягивают. Заявляя о незаконно долгом их содержании под стражей и возражая против ареста, обвиняемые сами затягивали расследование", – заявила в интервью "Интерфаксу-Религии" адвокат шести из девяти потерпевших Лариса Павлова.
По ее словам, в течение месяца, который был дан адвокатам панк-группы для ознакомления с делом, они сделали копии всех вещественных доказательств и всех томов уголовного дела. Хотя в архиве, которым могут пользоваться адвокаты, есть все необходимые документы.
"В архиве у адвокатов подсудимых имелся полный объем дела, но они отказывались с ним знакомиться, просили отложить ознакомление на сентябрь. Суд устанавливает им срок ознакомления, тогда они отказываются подписывать протоколы. Но когда началось предварительное слушание дела в суде 20 июля, они сразу же заявили ходатайство о возвращении дела прокурору и настаивали на продолжении расследования даже после того, как им продлили срок содержания под стражей до января 2013 года!" – пояснила Лариса Павлова, заметив, что согласна с квалификацией дела.
"Каждому, надеюсь, понятно, что, если ты оскорбляешь человека нецензурной бранью, да еще сопровождаешь брань телодвижениями, выражающими неприязнь, это говорит вовсе не о любви, а о вражде, ненависти. Антирелигиозный мотив налицо, а это - уголовная статья 213 часть 2 (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору – ИФ). Преступление по данной статье является тяжким преступлением, так как мера наказания – до семи лет лишения свободы", – заявила адвокат. Она также рассказала, что из дела выделены дополнительные материалы, подпадающие под ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Все они направлены на рассмотрение в прокуратуру.
Пока в Москве занимались подготовкой дела Pussy Riot к рассмотрению, неизвестные попытались провести аналогичную акцию в Свято-Владимирском кафедральном соборе в Херсонесе. Как написал в своем блоге Оrthodoxia33, во время службы они забрались на амвон, "стали устраивать "панк-молебен" и попытались снять свои бесчинства на камеру мобильного телефона". Впрочем, вскоре эту информацию опровергли в пресс-службе севастопольского благочиния.
Тем временем адвокаты арестованных девушек настаивали на отводе судьи Марины Сыровой от процесса. Защитники пояснили, что в ходе рассмотрения дела была нарушена состязательность судебного заседания, поскольку судья "косвенно заинтересована в обвинительном исходе дела", а арестованных "подвергают пыткам, им не дают ни есть, ни пить, ни спать".
"Уже третий день девушек поднимают в 05:00, по несколько часов держат в помещении размером метр на метр без доступа воздуха, после чего везут в суд. При этом их не кормят, судебные заседания длятся по 12 часов, в течение которых они имеют возможность перекусить сухим пайком в течение 20-30 минут. Привозят назад их в СИЗО уже за полночь, они также лишаются ужина и имеют возможность спать только несколько часов", – сообщил адвокат Николай Полозов.
Защитники также отмечали, что суд игнорирует их ходатайства, удовлетворяя при этом аналогичные ходатайства обвинения. Кроме того, адвокаты панк-группы сообщили, что видели, как о чем-то общались судья и адвокат потерпевших. Однако все отводы защиты были отклонены.
"По данному факту мы обязательно обратимся в правоохранительные органы, потому что считаем это сговором", – заметил адвокат Надежды Толоконниковой Марк Фейгин.
Оставив попытки сменить судью, защитники заявили о фальсификации материалов дела.
"Мы обнаружили, что показания двух разных потерпевших содержат одинаковые куски текста, даже с одинаковыми орфографическими и грамматическими ошибками. Это значит, что следователь не записывал показания со слов потерпевших и свидетелей, а сам писал все, что ему было угодно, а они, не глядя, подписывали. Более того, у нас не совпадают номера страниц дела, из чего мы сделали вывод, что более 100 листов были вшиты в него незаконно", - сказал адвокат Николай Полозов.
По мнению адвокатов потерпевших, все это было не более чем проявлением лени или небрежности, но не могло быть фальсификацией. Прокурор отметил, что данное ходатайство не может быть удовлетворено, так как для этого нет законных оснований. Судья вновь отклонила прошение.
Оценить перфоманс
По мнению свидетелей обвинения, короткое выступление девушек причинило им моральные страдания, осквернило их чувства, веру и идеалы.
Как пояснила свечница Храма Христа Спасителя Любовь Сокологорская, приговор должен быть таким, чтобы им было "страшно" устроить нечто подобное еще раз.
"Все это походило на бесовское дрыганье. Они задирали ноги, и все, что ниже пояса, было видно. И это на амвоне, перед царскими вратами", – заявила свидетель, отметив, что не собирается предъявлять арестованным материальный иск.
Похожей позиции придерживался и Олег Угрик, занимающийся "общественной работой с детьми и взрослыми". Он отметил, что 21 февраля его не было в храме, а панк-молебен он увидел позже.
"С моей точки зрения, то, что случилось - направлено против церкви. Они пришли объявить войну Богу и РПЦ", – заявил он, отметив, что не хочет реального срока для участниц группы Pussy Riot.
"Я бы не хотел, чтобы их приговорили к реальному сроку. Хорошо, если бы это был условный срок", – сказал Олег Угрик.
Позже выяснилось, что 19 февраля (за два дня до акции в ХХС) девушки устроили аналогичный перфоманс в Богоявленском (Елоховском) соборе Москвы.
"То, что я увидела, было недопустимым. Это вакханалия! Мне после увиденного стало плохо. Это очень тяжело забыть. Я уже полгода это помню", – рассказала женщина-казначей собора.
Однако уборщица собора Елена Жукова отнеслась к акции спокойнее и рассказала, что "особой взрывной ситуации" в этом не увидела. 19 февраля, когда девушки в масках начали танцевать в храме, она позвала своего руководителя, и вместе они попросили девушек уйти.
"Мы все вместе попросили их выйти, и они вышли. Все на этом закончилось, и я пошла по своим делам", – сказала свидетель, заметив, что девушки были одеты в сарафаны неопределенного цвета. Тем не менее, работница храма считает акцию оскорбительной, поскольку девушки устроили танцы там, где многие молятся и каются в грехах. Однако точно сказать, кто именно танцевал в Елоховском собор, она не может, потому что не видела их лиц.
Несмотря на заявления свидетелей, правозащитники назвали арестованных участниц узницами совести и продолжили настаивать на том, что максимальное наказание, которого они заслуживают, – административное наказание за мелкое хулиганство.
Несмотря на заявления свидетелей обвинения, отец одной из участниц группы Станислав Самуцевич возмущен арестом дочери и собирается судиться со СМИ, которые опорочили ее имя. Он рассказал, что до инцидента не знал о существовании группы Pussy Riot и только от следователя услышал, в чем обвиняют его дочь. По его словам, следователь показал ему видео, на котором видно, что его дочь не успела дойти до алтаря, когда ее задержали охранники.
"Ее вывели, поэтому она не успела ничего совершить. Почему ее задержали? Следователь мне сказал, что она имела намерение совершить какие-то действия и отказывается от содействия следствию. Этого оказалось достаточно для ее дальнейшего ареста", – сказал Станислав Самуцевич, отметив, что развитие ситуации "провоцирует власть и церковь".
"В нашей семье никакой ненависти к православным нет. И смешно говорить, что она разжигала какую-то рознь. У нас в доме есть иконы, мы отмечаем православные праздники", – заявил он.
Кстати, за арестованных заступились не только родственники и правозащитники. Освободить политических заключенных, в том числе участниц Pussy Riot, в открытом письме призвали британские политики Дэвид Милибэнд, Малколм Брюс и Малколм Рифкинд, правозащитница Аньес Калламар и режиссер Терри Гиллиам. Кроме того, девушек поддержали известные зарубежные музыканты – Sting, группа Red Hot Chili Peppers, Faith No More, Franz Ferdinand, а также британский актер, писатель и телеведущий Стивен Фрай.
За изменение наказания ратовали и российские деятели культуры, подписавшие открытое письмо – актер Евгений Миронов, писатель Виктор Шендерович, режиссер Роман Виктюк и др. По их мнению, "уголовное дело против Pussy Riot компрометирует российскую судебную систему и подрывает доверие к институтам власти в целом".
Сами участницы Pussy Riot признали свое выступление "этической ошибкой".
"Наша этическая, подчеркиваю - этическая, а не предусмотренная Уголовным кодексом, вина заключается в том, что мы позволили себе отреагировать на расстроивший нас призыв патриарха голосовать за политика Владимира Владимировича Путина. Мы не враги христианству. Нам важно мнение православных верующих, и мы хотим, чтобы все они были на нашей стороне, на стороне антиавторитарных гражданских активистов, и поэтому мы пришли в храм", - заявила одна из участниц группы Надежда Толоконникова.
Девушки не признали своей вины, заявив, что "это значит оболгать себя, а правда нам дороже всего".
Впрочем, православные активисты не приняли извинение в подобной форме. Как рассказал порталу "Интерфакс-Религия" глава Союза православных граждан Валентин Лебедев, это заявление и не извинение вовсе, а "изощренная форма лицемерия". И эти слова оправдания православный деятель считает недостаточными, особенно учитывая, что участницы акции "так и не извинились перед Святейшим патриархом Кириллом и главой российского государства Владимиром Путиным за чудовищно оскорбительные выражения с использованием священных текстов и молитв, перемешанных с бранью".
Более того, в ответ на письмо деятелей культуры православные писатели опубликовали свое, в котором настояли на уголовном преследовании панк-группы.
"Мы уверены в том, что находящиеся под следствием экстремистки, совершившие сознательное надругательство над православной верой, православной святыней и чувствами православных верующих, обязаны понести соответствующее деянию уголовное наказание", - говорится в заявлении, под которым, в частности, поставили свои подписи писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин, Нина Бойко, Николай Коняев и другие.
Еще дальше пошли члены Союза православных хоругвеносцев, которые предложили внести "символическую поправку" в российское законодательство, позволяющую в кратчайший срок выдворять за пределы Родины людей, ведущих себя подобным образом.
"Пусть всех их - как во времена Герцена и Бакунина или Гинзбурга и Солженицына - с распростертыми объятьями принимают их цивилизованные западные "братья". Там - где-нибудь в Брюсселе или в Праге - пусть стенают об отсутствии духовных свобод и исполняют свои сонги в католических и протестантских соборах", – говорится в статье главы Союза Леонида Симоновича-Никшича, опубликованной в газете "Завтра".
Подсудный молебен
В беседе с журналистами британской The Times премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что подобный "политический перфоманс" в некоторых странах мог бы привести к серьезному наказанию. Впрочем, он призвал не спешить с выводами и дождаться приговора суда.
В свою очередь профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев убежден, что реакция РПЦ и верующих на акцию Pussy Riot была неверной – поэтому общество считает жертвами арестованных девушек.
"На сегодняшний день ситуация достаточно тупиковая: каков бы ни был приговор, все равно пальчиком покажут на Церковь. Если суд вынесет условный срок или штраф, тогда скажут, что даже Хамовнический суд оказался милосерднее Церкви. Если будет жесткий приговор, тоже понятно, какая будет риторика. Поэтому, если есть шанс, что приговор будет не тюремным, а скажем более-менее милосердным, я считаю, что было бы очень важно, чтобы Церковь упредила словами о милосердии такого рода приговор", - рассказал он "Новой газете".
Как показал соцопрос, проведенный "Левада-Центром", большинство опрошенных (43% из 1600 респондентов) считают, что лишение свободы будет неадекватным наказанием за панк-молебен. В качестве альтернативы респонденты предлагают принудительные работы (24%), штраф (16%) или арест менее чем на два года (8%).
В свою очередь, адвокат юридической компании "Юков, Хренов и партнеры Роман Беланов считает, что действия группы Pussy Riot в зависимости от доказательств можно квалифицировать по-разному. Разница между ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) и ст. 213 УК РФ (хулиганство) заключается в наличии мотивов вражды, политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти. Если обвинение докажет наличие у девушек таких мотивов, их могут наказать по более серьезной уголовной статье.
"Сам факт совершения панк-молебна вряд ли является таковым квалифицирующим признаком, это как раз и есть само хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. Однако следственные органы могут обладать доказательствами (например, свидетельские показания самих подсудимых или их знакомых), говорящих, что участницы группы имели именно такой мотив как ненависть или вражда (например, кто-то из их знакомых мог показать, что они ненавидели религию)", – пояснил Interfax-Russia.ru Роман Беланов.
Он также отметил, что если следствие найдет объективные доказательства религиозной ненависти у девушек, наиболее адекватным наказанием (с точки зрения УК РФ) могли бы стать общественные работы.
Комментируя дело Pussy Riot, адвокат отметил два аспекта, которые остаются неясными многим защитникам, следящим за процессом. Во-первых, заключение под стражу кажется многим слишком суровой мерой пресечения, которую можно было бы заменить подпиской о невыезде.
Второй вопрос касается самого расследования, которое по непонятным причинам растянулось почти на полгода, хотя подобная работа обычно занимает не больше месяца.
"Основной объем следственных действий (по фабуле ст. 213 УК РФ) может быть связан с получением свидетельских показаний, однако это можно было сделать за очень короткий срок (7-10 дней). Остальное это бумажная работа сотрудников правоохранительных органов. Однако этот срок явно затягивается, как и затягивается само разбирательства дела в суде", – рассказал адвокат. По его словам, все это наводит на мысли о "наличии некоего лоббистского ресурса, включенного против подсудимых".
В свою очередь, управляющий партнер Адвокатского бюро "Леонтьев и партнеры" Вячеслав Леонтьев убежден, что достаточным наказанием за панк-молебен может стать штраф.
"Выступление" группы Pussy Riot является мелким хулиганством, и в качестве наказания достаточно административных санкций в виде штрафа", – рассказал он Interfax-Russia.ru.
Чтобы доказать невиновность своих подзащитных, адвокаты девушек просили вызвать в качестве свидетеля самого патриарха Кирилла. Однако суд не удовлетворил ходатайство. Еще одной попыткой расставить точки над i станет вызов в качестве свидетеля известного блогера и адвоката Алексея Навального, который сам недавно стал фигурантом уголовного дела. Предполагают, что блогер сможет убедить судью, что акция Pussy Riot в храме Христа Спасителя не была направлена против православия.
Впрочем, адвокаты Pussy Riot не исключают, что, несмотря на доводы, обвинительный приговор их подзащитным суд может вынести уже 10 августа.
Обозреватель Татьяна Кочеткова