Москва / Точка зрения 1 августа 2014 г. 15:52

Платный центр

Interfax-Russia.ru - Зона платной парковки в центре Москвы расширилась до Третьего транспортного кольца, включив в себя еще 153 улицы. Власти хотят пересадить водителей на общественный транспорт.

С 1 августа парковка стала платной еще на 153 улицах столицы. Карта платных зон размещена на сайте "Московский паркинг". Стоимость парковки в районах Пресненский, Арбат, Тверской, Дорогомилово до Третьего транспортного кольца составит 40 рублей в час. Оплачивать парковку можно будет привычными способами: через sms, мобильное приложение "Парковки Москвы", через паркоматы и терминалы Qiwi. В новой парковочной зоне будут действовать и парковочные абонементы по цене 8 тыс. рублей в месяц и 80 тыс. рублей в год.

При этом на сайте сообщается, что штраф за неоплату парковки составляет 2,5 тыс. рублей. Если владелец закроет номера автомобиля, штраф ему не выпишут, однако для борьбы с такими "умными" работают парковочные инспекторы, которые снимают помехи с номеров. Затем по маршруту едут "паркрайты" и фотографируют номера автомобилей, а потом владельцу приходит штраф.

Впервые платная парковка в центре Москвы была введена с 1 ноября 2012 года на улицах Петровка и Каретный ряд, а также на двух десятках прилегающих улиц. Власти Москвы посчитали этот пилотный проект успешным, и с 1 июня 2013 года зону платной парковки расширили до пределов всего Бульварного кольца, где за час парковки стали брать 50 рублей. Через полгода цену там подняли - с 5 декабря парковка стала стоить там 80 рублей в час. А вскоре, 25 декабря, платная парковка была запущена и в пределах Садового кольца по цене 60 рублей за час.

Проект оправдал себя

Эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, считают, что почти за год действия проекта он хорошо зарекомендовал себя и принес ощутимый положительный эффект. Так, председатель межрегиональной общественной организации "Союз пассажиров" Кирилл Янков считает, что введение платной парковки соответствует общемировой идеологии, заключающейся в том, что "владение автомобилем в большом городе должно стоить дорого".

"Парковочное место в центре – это дефицитный ресурс. Если его не контролировать, то его захватывает тот, кто раньше приехал. Платная парковка уравнивает право каждого на парковочное место, так как там всегда есть свободные места, а значит, дефицитный ресурс распределяется более справедливо", - сказал Янков.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин считает, что Москва опоздала с введением платной парковки.

"Нигде в мире большие города не живут по системе free parking – где хочу, там и паркуюсь бесплатно. Это физически невозможно. Москва опоздала с режимом платной парковки – по уровню автомобилизации города и пространственных возможностей – лет на 15 как минимум. Наконец-то хватило политической воли на это пойти! Решение о том, что Москва отменяет режим бесплатной парковки, было политическим, историческим и нужным", - подчеркнул Блинкин.

При этом он отметил, что режим платной парковки вводится для регулирования транспортного поведения "обывателя", и это уже дало положительный эффект - инвалиды и матери с колясками сейчас могут без проблем выйти из своих подъездов, хотя раньше это было сделать сложно из-за припаркованных в два ряда машин.

С его мнением согласен и заместитель руководителя экспертного центра Probok.net Никита Полянский.

"Очевидно, что центр города перегружен припаркованным транспортом и не пригоден ни для движения, ни для стоянки. Поэтому для задачи снижения потока автомобилей это средство одобряемое и достаточно эффективное. Как показал опыт, вполне правильно на него реагирует система – где вводится платная парковка, снижаются автомобильные потоки, хотя цена небольшая", - сказал он, подчеркнув, что уже сейчас центр города стал приятнее для пешеходов и менее загружен для автомобилистов.

Минусы системы

Однако у платных парковок есть и минусы. Например, Янков считает, что общественный транспорт Москвы не готов к наплыву автомобилистов, которые откажутся от ежедневных поездок на работу на машине в пользу метро.

"Общественный транспорт не полностью готов к увеличению пассажиропотока. Где-то есть резервы провозных мощностей – скажем, в метрополитене есть резерв на Сокольнической, Кольцевой и Филевской линиях. Но в метро есть и линии, где резерв исчерпан – это Таганско-Краснопресненская, Замосковрецкая, Серпуховско-Тимирязевская линии. К сожалению, общественный транспорт пока не стал принципиально комфортнее и доступнее, чем раньше", - подчеркнул он.

Янков отметил, что власти Москвы постепенно улучшают работу общественного транспорта, но часто это делается для пиара, как раздача воды в метро в жару, или для "галочки", как открытие незагруженной станции Лесопарковой. Продолжается строительство новых станций на юго-восточном направлении – "хвоста" Таганско-Краснопресненской линии – которое усилит нагрузку на эту ветку еще больше.

"Там, где пропускная способность исчерпана, безусловно, нужно строить дублирующие ветки. Допустим, Арбатско-Покровская и Филевская идут параллельно, и когда была катастрофа на Арбатско-Покровской линии, наличие Филевской очень выручало", - подчеркнул он.

По мнению Блинкина, система платных парковок хороша, но она не делает жизнь автомобилистов лучше, так как в Москве это в принципе невозможно из-за их большого количества.

"Счастье московских автомобилистов не достигнуто, более того – не может быть достигнуто никогда, потому что в Москве асфальтового пространства в расчете на один автомобиль очень мало – 27 кв. метров на одну машину. Это раз в шесть меньше, чем в нормальном северо-американском городе, раза в четыре меньше, чем в Париже или Мюнхене. Не будет у нас автомобильного счастья", - сказал Блинкин.

Следующий шаг – дифференциация

Оценивая плюсы и минусы платной парковки в Москве, эксперты пришли к выводу, что следующим шагом в ее развитии должна стать "тонкая настройка" – дифференциация стоимости в зависимости от времени и места парковки.

"Определенных успехов в Москве достигли, но маленьких. У нас этот режим только-только начинает действовать – у нас еще нет тонкой дифференциации по часам суток, по территориям, по дням недели. Все это предстоит сделать", - подчеркнул Блинкин.

С его мнением согласен Полянский, который считает, что ограничивать зону платной парковки "кольцами" неразумно.

"Цена на любую вещь должна возникать там, где создается на нее дефицит. Стоимость должна исходить не из того, какое это кольцо, а из того, нужно ли уменьшать или увеличивать на данную секунду спрос на парковки в данном конкретном месте. В рамках каждой зоны нужно дифферинцировать стоимость – где-то 30 рублей, где-то 50, а где-то вообще бесплатно", - подчеркнул Полянский.

Кроме того, по его мнению, зона платной парковки не должна ограничиваться Третьим транспортным кольцом: платные парковки можно вводить и в "спальных" районах Москвы – разумеется, если есть такая необходимость.

"Можно рассмотреть практически каждый район Москвы, и те места, где есть транспортные затруднения, сделать платными для парковки. Но надо помнить, что платная парковка – не единственное средство. Например, приехать в Марьино и сделать во всех дворах платную парковку – нерационально. Там нужно параллельно строить гаражи для местных жителей, которые оставляют там машины ночью", - сказал Полянский.

Расширять платную зону пока не планируют

Как сообщила Interfax-Russia.ru представитель ГКУ "Администратор московского парковочного пространства" Елена Юдина, эффект от введения платных парковок в центре вполне оправдал те неудобства, которые причинил некоторым автомобилистам.

"С введением платной парковки в пределах Бульварного и Садовых колец центр заметно разгрузился от автомобилей. Средняя скорость движения выросла на 12%, а количество личного транспорта, въезжающего в пределы Садового кольца, снизилось на четверть. Количество нарушений правил парковки снизилось на 64%", - сказала она.

Кроме того, Юдина добавила, что автомобилисты стали быстрее решать свои вопросы и освобождать машиноместа для других. Раньше автомобиль в среднем занимал одно парковочное место в течение 6-8 часов, сейчас – не более 1,5 часов. Однако, несмотря на такие очевидные плюсы, спешить с расширением зоны платной парковки столичные власти не будут.

"Будем смотреть, решать с муниципальными депутатами, с местными жителями, которые доносят до нас свое видение и свои предложения. Изучаются центры притяжения автомобилистов – торговые комплексы, крупные культурные площадки. В дальнейшем будем смотреть, где еще необходимо вводить зоны платной парковки, чтобы разгрузить дороги. Пока конкретных планов по расширению зоны платной парковки нет", - подчеркнула она.

Кроме того, она добавила, что возможно введение дифференцированной оплаты парковки по степени загрузки тех или иных улиц.

"С завтрашнего дня дифференциация по оплате точно не начнется, но мы регулярно проводим анализ загрузки улично-дорожной сети и, возможно, в дальнейшем будут дифференцированы тарифы, но пока каких-то конкретных планов нет. Пока тарифы такие, и в ближайшее время они меняться не будут", - заключила Юдина.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"